Смирнов, Н. А. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. О морском зверином промысле на русских судах : отчет по командировкам Нестора Смирнова/ Ком. для помощи поморам Рус. Cевера. - Санкт-Петербург : Типо-литография И. Усманова, 1903. - [4], 157, [2] с. : ил., табл.
— 62 — топселя, обыкновенно рейковаго, и изредка бри-фока очень не большого, на случай попутнаго шторма. У двухмачтовыхъ су- довъ, кромгЬ означенныхъ парусовъ, нужно етде прибавить бизань и бизань-топсель. Ходъ этихъ судовъ подъ парусами вообще хорошъ: „По- моръ“ , наприм^ръ, при хорошемъ в^тре въ бактптагъ идетъ до 10 узловъ; мало чймъ уступаетъ ему въ ходгЬ и одна изъ рус- скихъ промысловыхъ яхтъ „Энге./ 1 ьгардтъ“ г. Антонова, ставан- герскаго типа. Морстя качества большей части зв'Ьробойныхъ яхтъ тоже недурны: отгЬ, за редкими исключешями, хорошо идугъ въ бей- девиндъ, иричемъ, даже при очень свТ-жемъ вгЬгр'Ъ, могутъ дер жать очень большую парусность, что позволяетъ имъ отходить благополучно ото льда, когда поднимается с в ^ж т вФ.теръ, нажи мающей судно на ледъ, а это свойство зависитъ отъ очень тща тельной оснастки . На волнеши эти яхты, по большей части, держатся хорошо, и воду на палубу берутъ только въ очень сильные штормы; обы кновенно же черезъ борта попадаютъ только брызги. Шлюпокъ на яхтахъ обыкновенно 3: дкгЬ изъ нихъ—промы словые вельботы, поднимаемые на палубу талями, изъ которыхъ кормовые крТшятся за шлюпбалку, а носовые—за гротъ-мачту. Въ хорошую погоду шлюпки висятъ наготове за бортомъ, при- хваченныя за кочета петлями тонкаго троса, продЬтаго въ отвер стия, прод'Ьланныя въ фальшъ-бортахъ. Спустить ихъ при та- комъ положен in на воду—дТ;ло минуты. Третья шлюпка — небольшая, предназначенная для разъТ>з- довъ въ гаваняхъ и т. д.; она поднимается на кормовыя щлюпъ- балки, отчего и называется „ахтерной“ . На яхтахъ большей вели чины, наприм-Ьръ,на ,,Yesper“ колониста В.Бродкорба, въ 80тоннъ водоизмгЬщ етя , промысловыхъ вельботовъ три, ахтерная шлюпка четвертая. Описанie шлюпокъ будетъ дано ниже. Стоимость зв’Ьробойныхъ яхтъ въ Норвегш различна, и до- ходитъ до 6 .000 кронъ за подержанную, считая тутъ же и про мысловое вооружете, и отъ 10 до 12 тыс. кронъ безъ вооруже- Н 1 я за новую, по даннымъ Н. Книповича *). *) Положеше Морск. рыбн. и чнЬрин. иром. Архангельск, губ. 1895, стр. 21.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz