Смирнов, Н. А. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. О морском зверином промысле на русских судах : отчет по командировкам Нестора Смирнова/ Ком. для помощи поморам Рус. Cевера. - Санкт-Петербург : Типо-литография И. Усманова, 1903. - [4], 157, [2] с. : ил., табл.

— 61 — Только что добытыя шкуры съ саломъ сваливаются въ трюмъ поверхъ ряда бочекъ, а зат'Ъмт., при первой возможности, выни­ маются для стружки сала, которое затгЪмъ помещается въ бочки, а шкуры солятся; при этомъ, конечно, въ трюме остается много крови, обрывковъ мяса, сала и т. п.; все это при наступленш теплаго времени года ипетъ и развиваетъ большое зловоше, не­ сравненно более неиргятиое, чгЬмъ трюмный запахъ всгЬхъ про- чихъ судовъ. Простое наливаше въ трюмъ воды и откачивате ея мало помогаетъ противъ этого запаха, такъ какъ часть гшющихъ остатконъ попадаетъ въ пазы, щели и т. п. Гораздо легче содер­ жать въ чистоте трюмъ, если онъ залитъ по внутренней обшив­ к е слоомъ цомонта, какъ это теперь иногда практикуется (напри- меръ, у ,,Vesper“ , тендера колониста Л. Бродкорба). Это залива- i-iie трюма цементомъ имеетъ еще то преимущество, что, благо­ даря ого тяжести, не требуется класть постояннаго камоннаго балласта. На стеньге или топе гротъ-мачты промьтсловыхъ яхтъ кр е ­ пится легкая еловая бочка съ сиденьемъ внутри и съ длиннымъ ящикомъ-футляромъ для большой подзорной трубы, приколочен- нымъ снаружи. Ходъ въ эту бочку—сверху; для подъема туда отъ вантъ къ верхнему краю бочки проведена веревочная лест­ ница ст. деревянными перекладинами. Оснастка этихъ судовъ—непременно косая, требующая мень­ ше команды п позволяющая очень быстро производить все наруж­ ные повороты, что прямо необходимо при плаванш у льдовъ, ко­ гда нужно ходить извилистыми проходами между льдинами, ино­ гда поворачиваясь буквально на одномъ месте, почти подъ пря- мымъ угломъ, иногда же, при лавпровке, меняя галсы поминутно. Кроме того, когда промысловыя шлюпки съ командой уходятъ на промыселъ, и остаются на борте только командиръ и кокъ, при этой оснастке они очень легко справляются съ судномъ, хотя бы даже на палубе оставался только одипъ изъ нихъ, а другой си- делъ въ бочке; конечно, одинъ человекъ можетъ управиться и на руле н съ парусами только при слабомъ ветре, а при силь- номъ, все равно, промысла для паруспьтхъ судовъ нетъ. Оснастка одномачтовыхъ яхтъ состоять изъ следующих'!, парусовъ: бомъ-кливера, кливера, стакселя, гротселя и грот-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz