Слезскинский, А. Промыслы беломорского населения / [А. Слезскинский] ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Типография И. Гольдберга , 1896. – [4], 80 с.
не станут сторониться непрочной сельди, как они это де лают теперь и заявляют, что скоро придет время, когда они совсе м не будут брать сельдей, посоленных ненокской солью. Население Закемскаго берега русское, православное; за небольшим исключением, попадаются корелы, склон ные к раскольничьим сектам. По наружности, народ такой же как и на Терском берегу. Живут в неопрят ных, но не бе дных избах. Мужчины ходят в пли совых шароварах, красных рубахах и в сапогах с длинными голенищами. Для лова наде вают бахолы, (сапоги) с голенищами выше коле н; они покупаются, преимущественно, в Норвеги , за 9— 15 руб. Женщины ходят в цве тных сарафанах и резиновых галошах. В остальном, закемские поморы ни в чем не отлича ются от терских. Старики закемских селений прекрасно помнят Крым скую компанию. Тогда неприятельския суда заходили в Кереть, Ковду и Кандалакшу. Вот, что свиде тельствуют старики крестьяне с. Кандалакши. В иачале августа 1853 г. приплыл к селению военный корабль. Командир, с десятками матросов, высадился на берег и приступил к осмотру ме стности; зате м, был на заколе , смотре л, как ловят семгу. Отсюда он отправился в дом к арендатору, где его угостили све жей семужьей ухой. Похвалив блюдо, капитан возвратился на судно. В сле дующем году правительством было сде лано распо ряжение, чтобы, на случай неприятеля, крестьяне стре ляли и для этой це ли выдало кандалакшскому обществу не сколько кремневых ружей. В и ю ле , на рейде , против селения, снова появилось неприятельское судно, которое было в прошлом году, и с те м же капитаном. Капи тан по прежнему захоте л отве дать вкусной ухи и уже подъе зжал с матросами на двух шлюпках к селению, как вдруг, из крайняго дома, раздался ружейный залп. Зате м, крестьяне, предводительствуемые капитаном Ба бадиным, продолжали стре лять и убили трех матросов. Капитан, с уце ле вшими матросами, возвратился на судно и стал пускать в селение ядра; жители, конечно, уда лились в ле с и горы,—бе жал и сам Бабадин с дружиной. Когда неприятель убе дился, что селение опустело,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz