Слезскинский, А. Промыслы беломорского населения / [А. Слезскинский] ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Типография И. Гольдберга , 1896. – [4], 80 с.

Лапоминке , где я был на обратном пути и буду гово рить о ней ниже. Мудьюжския суда, в начале мая, плы вут в Архангельск, забирают, преимущественно в кредит, муку и уходят в океан; зате м в Норвеги ме няют свой товар на сушеную и соленую рыбу и воз вращаются снова в Архангельск к осени, на Маргари тинскую ярмарку, где продают заграничную рыбу и по гашают сде ланные долги. Зде сь сле дует заме тить, что в Норвегии ме новая торговля с каждым годом сла бе ет и норвежцы больше стараются продать рыбу на наличныя деньги. Всле дствие этого наши поморы, зача стую, очень понижают це ны на свой товар, навязывая его норвежским купцам, а после дние возвышают це ны на рыбу и, в результате , русский помор, после опера ций на Маргаритинской ярмарке , остается с ничтожным заработком. В отношени умаления заработка, мудьюж ские судохозяева жаловались на пароходы Архангельско- Мурманскаго Общества, которые доставляют русские то вары в Норвегию дешевле и не сколько раз в навигацию. Они говорят: если бе ломорская парусная флотилия не усовершенствуется настолько, чтобы де лать два или три рейса в одну навигацию и если не будет вырван с корнем " архангельский кредит" , то конкуррировать ей с пароходами будет очень трудно и, если не ныне шнее население, то, по крайней ме ре , будущее поколе ние по чувствует громадный упадок в судоходном промысле . Вообще, чтобы поднять ме стный судоходный промы сел сле д у е т : 1) учредить взаимное страхование судов, при на личности котораго может быть устроен дешевый кредит , 2) представить судостроителям чертежи судов, бо ле е удобных и быстрых. Недостаток чертежей у поморов ощущается зна чительный. Собственно говоря, наши судостроители со ставляют чертежи судов сами и исключительно од ного типа, — разница заключается только в разме ре и вооружени ; поэтому, согласно изве стному такелажу, суда именуются клиперами, яхтами и шкунами. Я го ворил в П атраке еве с судохозяином Михаилом Шуньгиным, который объяснил, что задумал он по строить легкое быстроходное судно и хоте л приобре сти

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz