Романов Н.В. О мерах развития промыслов и колонизации Мурмана.

— 12 — ночью—холодъ. Измокнувпшмъ, обмерзшимъ промышленникамъ при­ ходится совершать такіе перегоны, на которыхъ привилегирован - ный путникъ обыкновенно раза 2 —3 остановится. Сложивъ на санки (безъ балковъ п т. п. защитительныхь приспособленій) свой скарбъ, пристроившись тутъ же и сами, путники часто принуж­ дены слѣзать и бѣжать за санками, чтобы согрѣться. На болынихъ нерегонахъ дѣлается нѣсколько нередышекъ, чтобы покормить оле­ ней или лошадь. Обогрѣгься, обсушиться, соснуть, хотя въ страш­ ной тѣснотѣ и грязи, по зато въ теплѣ, вскипятить чай и проч.. можно только на болынихъ остановкахъ. Такое путешествіе про­ должается нсдѣлп двѣ н болѣе. Много лишеній терпятъ промыш­ ленники, отправляясь на Мурманъ и возвращаясь съ него на на- русныхъ судах'ь и пароходахъ. Помѣщеніе третьяго класса на па- роходахъ Мурманскаго пароходства (объ его антигигіеническомъ устройств!» не говорю уже) скоро заполняется вплотную, значи­ тельно больше, чѣмъ позволяет'!) число мѣстъ для лежапія; запол­ няются всѣ проходы внизу, лѣстницы, трюмы и все-таки остается много бѣдняковъ, которымъ приходится размѣститься на открытой палубѣ, спасаясь отъ дождя, нерѣдко снѣга, холода нодь пару­ синой, предоставленной въ ихъ пользованіе капитаномъ; возлѣ трубы внизу и наверху (около капитанскаго мостика), около котла, возлѣ каждаго источника тепла, за каждымъ выступомъ, защищаю- іцимъ огъ вѣтра. Единственное спасеніе отъ холода—потребленіе громадныхъ колнчествъ чаю (кипяченая вода дается безплатно въ неограниченном'!) количествѣ). Скученность, грязь, духота ужасная. Счастливы тѣ промышленники, которые попадутъ весной (осенью это бываетъ рѣдко) на пароходъ, который изъ поморья идетъ прямо на Мурманъ. Значительной части приходится, однако, ѣхать че­ резъ Архангельскъ, прожить тамъ нѣсколько дней, располагаясь нерѣдко около пароходной пристани прямо подъ открытымъ не- бомъ, такъ какъ крытаго помѣщенія для наесажировъ пароходство не имѣетъ; опять мокнуть, зябнуть, питаться чѣмъ попало, пока не дождутся очереднаго рейса. Путь отъ Архангельска на Мур­ манъ совершается въ 2—3 дня. Еще хуже приходится промышленникамъ, которые отпра­ вляются на суднѣ своего хозяина; тутъ приходится считаться съ вѣтромъ, и путники, мокрые, измерзшіе, а иногда п безъ доста-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz