Поморские козули/ [авт.-сост. О. Евтюкова, Л. Костюкович] ; Мурм. обл. центр худож. ремесел. – Мурманск : [б. и.], 1994. - [57] с. : ил. - (Народное искусство Кольского полуострова).

За благопожелания колядники требовали угощения, но не обычного пирога, а непременно козулю. И это было не попрошайничеством, а серьезным заклинанием: Вместе с козулями на Рождество пекли ’’тетерки” (птичка с птенцами) и ’’витуши” из пшеничного теста. Тетерки дарились особо дорогим гостям. А неугодным гостям вручали ржаной калачик. В обычае выпечки хлебных козуль определенно чувствуется влияние древних верований выход­ цев с новгородской земли. Некоторые исследователи считают, что создание хлебного стада отголоски обряда жертвоприношения. Другие, что хлебные фигурки — это магический прообраз будущего урожая, имитация действительности. Сам факт присутствия фигурок в доме, по представ­ лению далеких предков, магически влиял на настоящую и на будущую жизнь. Поморы верили, что если они польют на землю воду, то пойдет обильный дождь и не даст погибнуть урожаю, если напекут большое стадо животных из теста, — приумножится количество скота в их дворах, будет больше дичи в лесах. Хлебная фигурка служила для терчан талисманом (оберегом) от злых сил. Хозяйка обычно оставляла одну-две козули в доме, чтобы счастье не покинуло ее семью. Приемы лепки одинаковы для всех фигурок. Движения отточены веками, лишних нет. Порезов ножа не более семнадцати. Это требование выполнялось всеми поморскими мастерами и было связано с магическим действием — обрядовой структурой образа. Все слаженно и точно. Подайте коровку, Масляну головку! Не обкусывайте, Не обламывайте, Не общипывайте! Не давайте пирога, А то корову уведем со двора.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz