Поморские козули/ [авт.-сост. О. Евтюкова, Л. Костюкович] ; Мурм. обл. центр худож. ремесел. – Мурманск : [б. и.], 1994. - [57] с. : ил. - (Народное искусство Кольского полуострова).

Коневу Евдокию Дмитриевну лепить козули и рассказывать сказки учила ее бабушка Заборщикова Федора Григорьевна. От Коневой Е. Д. мы узнали о том, что ее любимая фигурка — ’’всадник на коне’ , видимо, созвучно с ее фамилией, бедовая была, молодая, любила быть первой везде. ’’Быть на коне” — это о ней. Бабушка Авдотья предложила для помощи и поддержки в больших и важных делах иметь в доме ’’конника” . ’’Куда конь хвостом, туда и жито кустом” — будет удача во всем. Образ коня в народном искусстве встречается часто и в вышивке, и в резьбе по дереву, и в росписи... В нашей коллекции среди прочих есть и бабушкина козуля всадника, а самой бабушке Авдотье к 95 годам сейчас низкий поклон. А еще есть в деревне Чаваньге козули-олени трехрогие, это козули ’’защитники” , как говорят в народе, ” от дурного глаза” . На вид они очень воинственные, суровые, но обладают притягатель­ ной силой, хоче 1 ся взять их в руки, рассмотреть внимательнее, хотя этого, говорят, делать не надо, не советуют, потому как не твоя козуля!.. Кстати, еще одна примета: если козулю взяли в руки, назад ее не возвращать, значит рука знает, что надо вам именно сейчас, эту козулю и забирайте себе... В Пялице, Кузомени чаще всего делают оленей — ’’солнышко” , рога вырезаются проще, похожа козуля на лося с удлиненной головой, тщательно обработанной в деталях: есть и ротик, и глазки. Посмотришь на такую фигурку и сразу приятно — несет она хозяину Доброту, Тепло и Свет в дом, в семейные отношения. Хороши коровки — древнейший символ Изобилия. Если вы являетесь обладателями козули-барашка, козы — значит все, что вы делаете, попадает наверняка на плодо­ родную почву, ведь известно, что ’’коза” — символ плодородия, хороший знак. Есть у нас козули из Умбы, мы их бережно храним в студии, они нам особо дороги. Это было на областном фестивале фольклора. На знаменитом мосту через реку Умба при переходе к селу нас, гостей, встречали хлебосольные местные жители — поморы. К нашей детской делегации подошла пожилая женщина в поморском народном костюме. Приветливая улыбка, испещренное морщин­ ками доброе лицо, сухонькая с серо-голубыми глазами типично северными, лучистыми. Вознесен­ ская Еликонида Петровна, коренная умбянка, поморка, держала в руках белый платочек с кружев­ ной каймой, а в нем были... козули! Поклонившись нам, она скромно и застенчиво, протянув нам свой подарок, сказала: ’’Примите, гостьюшки-детушки дорогие, мой мал подарочек душевный на новое на знакомство. Тетерки-утицы помогут вам быть хорошими дочками. Счастья вам и мате­ рям, благодарите родителей своих и учителей жизни... Старость и вас не обойдет, будьте любимы — жизнь растянись, а горе скорчись!” Сказала тихо, а дети услышали. Разве такие слова забудешь?!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz