По Карелии (из записок экскурсанта). Кандалакша
ленного тела. Т ел о—функция природы—среды, тела—творцы „духа“ . И вот чем суровее природа, тем больше внима ния должно уделить физическому воспитанию. Тем строже, закаленнее и выдержаннее должна быть фи зическая, пролетярская культура Реформа общества тем сильнее должна отразиться на реформе жизни, чем строже и суровее условия природной обста новки. „Только все 24 часа", как говорит д-р Радмни, Кочздрав Семашко, „физической культуры помогут нам вывести из состояния физической убогости лишенного света и тепла северянина". Прежде всего при распространении знаний о физической куль туре придется обратиться к школам и школам не только в городе, но и в деревне. Время пропаганды физического воспитания и его необходимости, время, когда работали исключи тельно эмиссары оздоровления жизни,—минуло. Всем хорошо известно, что городская культура р я дом с удобствами и быстротой для развития и роста социального организма не только изнеживает, но и прямо разруш ает здоровье каждого человека в отдельности, тем подтачивая и силу, и работоспо собность общества. Известно такж е, что чем мо ложе организм человека, тем глубже изменения захватывающие его, тем в более серьезные формы, следовательно, могут вылиться болезни, идущие по следам профессионализма и самозащиты—обычных спутников социальной культуры. Условия школьных занятий и обстановки ставят дьтей именно в псло жение профессиональной позы и к тому же в один из наиболее отрицательных видов профпозы—си денье и в условия узкой специализации—работы нервной системы и ограниченного числа групп мышц в течение долгих часов, лишая широкого, р а з ностороннего движения. Между тем потребность в движении у детей гораздо больше, чем у взрослых и представляет для них предмет первой и крайней необходимости, стоящий на ряду с пищей, светом и воздухом. Всякое ограничение движения особенно в форме долгого пребывания в неподвижном еи- деньи не остается для ребенка бешаказанным Все это постоянно повторяется, когда говорят о физи ческом воспитании городских д етей—школьников, но когда дело ьасается деревни, возникает вопрос: нужна ли гимнастика, как сред тво укрепления здо ровья для деревенских детей? И далеко не всегда отвег бывает утвердительный. А должен быть толь ко таковым. Ведь именно в деревне созданием шко лы, мы делаем первые шаги по пути к городской культуре. В школе ж е наиболее ясно выраж^ныи, все отрицательные стороны последней, факторы расстраивающие здоробье детей. Говорят, что го родские дети лишены движения на воздухе, сель ские же имеют возможность восстановить недоста ток движения сейчас же по выходе из школы. Это верно, хотя не в-егда, так как, многие дети по вы ходе из школы отправляются в душную избу и либо просто сидят там (THif домоседов), либо учатся и читают (такие особенно нуждаются в укреплении зд«'ровья) либо их родители заставляю т сидеть дома, учиться или помогать в работе. Наконец лишь н е большая группочка наиболее сильных, здоровых детей побеждает все условия и вырывается в а улицу, за что часто расплачивается вечером после возвра щения со своих игр и прогулок. Нот как должна была бы рисоваться полная картина жизни сель ского ребенка, в отношении „избытка'4 свободного движения. Но длло со влиянием школы на организм р е бенка обстоит так, что если мы даже согласимся, что свободные игр достаточно, то мы должны ск а зать что их н ед остаточно для восстановления или поддержания здоровья. В овр ем я игры мы устраняем условия нарушения здоровья, но оказывается, что эти условия проникли гораздо глубже. Вследствие продолжительности сиденья со впалой грудью и круглой спиной мы расслабили им спины и живота, отучили от д ы х а н и я и уже недостаточно одного устранения повредимпе о условия, а необходимо создать новые условия, которые явились бы про тивовесом первых: необходимо ввести ряд упраж нений местного характера, гимнастиче ких упраж нений укрепляющих главным образом т ем яш ш еш ы е группы, которые особенно пострадали при сидячей работе. И наша нравственная обязанность дать некоторых ущельях еще белеет снег. Мы едем в Умбу поэтому вое время держимся северного берега, а на юге земля отходит все дальше и дальше, вот она пре вратилась только в полоску на горизонте! Мы понемногу осваиваемся со шхунсй, заходим в помещение для команды, оаглядываем в „маппну“ . С некоторыми из матросов налаживается ра«говор. Невысокое белое солнце медленно движется по небу, будто высматривая в ущельях спрятавшиеся там пятна снега Если повернуться к солнцу но подстаьитьлицо его лучам то чувствуется его жаркое июльское дыхание, но обычно день вовсе не кажется жарким. Мы идем идем на отливной волне и к началу прилива должны быть в Умбе, поэтому нага „Ястреб** потарапливаегся Мотор неуставая пыхтит вспышками синего рассыпа ющегося дыма, команда занята своими делами и мы представлены самим себе. Каждому хочется запечетлеть эту поездку по Беллму морю, держим на гогове фото графический аппарат, но как на зло нечего не попа дается на пути. Только редкие чайки пересекают нашу дорогу перелетая с берега в море и назад. Матрос проходивший по палубе остановился и по казав рукой на юго восток обратил наше внимание. Вот море плескается; тут глубоко, самое глубокое место в море. Сколько не пробуй д ьа не достанешь. Хотел еще что то об'яснить, но его позвали и не докопчин, бородач отправился на ют. Мы справились по карт*1, глубина этого района Белого моря не пре вышает 300 метров. Странные люди эти матросы, у каждого из них есть свое море и обязательно в этом море имеются какие нибудь диковинки! Б per куда то ушел, а вместо него острова и за- лиш , мы приближаемся к Умбе. Зяесь <олыпе стало поп асться чаек, и несколько раз наша шхуна обогнала куда то спешащие карбасы Солвце перешло на запад и наклонилось над морем, теперь оно светит вам в спи чу, и в луч IX его расплавленным металлом пере- линамиси волны идущие от „Я>/греба“ . Сейчас кончится пани м 1 ле;!ькая предка по Белому морю. Получая пла у за проезд капитан пожалел, что мы не можем вернчЪ'Я с ним. И прощаясь бросил нам вслед пригла шение зайти к нему, когда будем в Кандалакше. А М.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz