По Карелии (из записок экскурсанта). Кандалакша

ленного тела. Т ел о—функция природы—среды, тела—творцы „духа“ . И вот чем суровее природа, тем больше внима­ ния должно уделить физическому воспитанию. Тем строже, закаленнее и выдержаннее должна быть фи­ зическая, пролетярская культура Реформа общества тем сильнее должна отразиться на реформе жизни, чем строже и суровее условия природной обста­ новки. „Только все 24 часа", как говорит д-р Радмни, Кочздрав Семашко, „физической культуры помогут нам вывести из состояния физической убогости лишенного света и тепла северянина". Прежде всего при распространении знаний о физической куль­ туре придется обратиться к школам и школам не только в городе, но и в деревне. Время пропаганды физического воспитания и его необходимости, время, когда работали исключи­ тельно эмиссары оздоровления жизни,—минуло. Всем хорошо известно, что городская культура р я ­ дом с удобствами и быстротой для развития и роста социального организма не только изнеживает, но и прямо разруш ает здоровье каждого человека в отдельности, тем подтачивая и силу, и работоспо­ собность общества. Известно такж е, что чем мо­ ложе организм человека, тем глубже изменения захватывающие его, тем в более серьезные формы, следовательно, могут вылиться болезни, идущие по следам профессионализма и самозащиты—обычных спутников социальной культуры. Условия школьных занятий и обстановки ставят дьтей именно в псло­ жение профессиональной позы и к тому же в один из наиболее отрицательных видов профпозы—си­ денье и в условия узкой специализации—работы нервной системы и ограниченного числа групп мышц в течение долгих часов, лишая широкого, р а з­ ностороннего движения. Между тем потребность в движении у детей гораздо больше, чем у взрослых и представляет для них предмет первой и крайней необходимости, стоящий на ряду с пищей, светом и воздухом. Всякое ограничение движения особенно в форме долгого пребывания в неподвижном еи- деньи не остается для ребенка бешаказанным Все это постоянно повторяется, когда говорят о физи ­ ческом воспитании городских д етей—школьников, но когда дело ьасается деревни, возникает вопрос: нужна ли гимнастика, как сред тво укрепления здо­ ровья для деревенских детей? И далеко не всегда отвег бывает утвердительный. А должен быть толь­ ко таковым. Ведь именно в деревне созданием шко­ лы, мы делаем первые шаги по пути к городской культуре. В школе ж е наиболее ясно выраж^ныи, все отрицательные стороны последней, факторы расстраивающие здоробье детей. Говорят, что го­ родские дети лишены движения на воздухе, сель­ ские же имеют возможность восстановить недоста­ ток движения сейчас же по выходе из школы. Это верно, хотя не в-егда, так как, многие дети по вы­ ходе из школы отправляются в душную избу и либо просто сидят там (THif домоседов), либо учатся и читают (такие особенно нуждаются в укреплении зд«'ровья) либо их родители заставляю т сидеть дома, учиться или помогать в работе. Наконец лишь н е­ большая группочка наиболее сильных, здоровых детей побеждает все условия и вырывается в а улицу, за что часто расплачивается вечером после возвра­ щения со своих игр и прогулок. Нот как должна была бы рисоваться полная картина жизни сель­ ского ребенка, в отношении „избытка'4 свободного движения. Но длло со влиянием школы на организм р е ­ бенка обстоит так, что если мы даже согласимся, что свободные игр достаточно, то мы должны ск а ­ зать что их н ед остаточно для восстановления или поддержания здоровья. В овр ем я игры мы устраняем условия нарушения здоровья, но оказывается, что эти условия проникли гораздо глубже. Вследствие продолжительности сиденья со впалой грудью и круглой спиной мы расслабили им спины и живота, отучили от д ы х а н и я и уже недостаточно одного устранения повредимпе о условия, а необходимо создать новые условия, которые явились бы про­ тивовесом первых: необходимо ввести ряд упраж ­ нений местного характера, гимнастиче ких упраж ­ нений укрепляющих главным образом т ем яш ш еш ы е группы, которые особенно пострадали при сидячей работе. И наша нравственная обязанность дать некоторых ущельях еще белеет снег. Мы едем в Умбу поэтому вое время держимся северного берега, а на юге земля отходит все дальше и дальше, вот она пре­ вратилась только в полоску на горизонте! Мы понемногу осваиваемся со шхунсй, заходим в помещение для команды, оаглядываем в „маппну“ . С некоторыми из матросов налаживается ра«говор. Невысокое белое солнце медленно движется по небу, будто высматривая в ущельях спрятавшиеся там пятна снега Если повернуться к солнцу но подстаьитьлицо его лучам то чувствуется его жаркое июльское дыхание, но обычно день вовсе не кажется жарким. Мы идем идем на отливной волне и к началу прилива должны быть в Умбе, поэтому нага „Ястреб** потарапливаегся Мотор неуставая пыхтит вспышками синего рассыпа­ ющегося дыма, команда занята своими делами и мы представлены самим себе. Каждому хочется запечетлеть эту поездку по Беллму морю, держим на гогове фото­ графический аппарат, но как на зло нечего не попа­ дается на пути. Только редкие чайки пересекают нашу дорогу перелетая с берега в море и назад. Матрос проходивший по палубе остановился и по­ казав рукой на юго восток обратил наше внимание. Вот море плескается; тут глубоко, самое глубокое место в море. Сколько не пробуй д ьа не достанешь. Хотел еще что то об'яснить, но его позвали и не докопчин, бородач отправился на ют. Мы справились по карт*1, глубина этого района Белого моря не пре­ вышает 300 метров. Странные люди эти матросы, у каждого из них есть свое море и обязательно в этом море имеются какие нибудь диковинки! Б per куда то ушел, а вместо него острова и за- лиш , мы приближаемся к Умбе. Зяесь <олыпе стало поп асться чаек, и несколько раз наша шхуна обогнала куда то спешащие карбасы Солвце перешло на запад и наклонилось над морем, теперь оно светит вам в спи чу, и в луч IX его расплавленным металлом пере- линамиси волны идущие от „Я>/греба“ . Сейчас кончится пани м 1 ле;!ькая предка по Белому морю. Получая пла у за проезд капитан пожалел, что мы не можем вернчЪ'Я с ним. И прощаясь бросил нам вслед пригла­ шение зайти к нему, когда будем в Кандалакше. А М.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz