По Карелии (из записок экскурсанта). Кандалакша

несет ему и материальные выгоды. Следовательно, рыболонный спорт здесь, при наличии многих для него ценных об ектов , явл яется в то же время по некоторой степени делом предпринимательским, оправдывающим те или иные расходы и ti удности, понесенные любителем—спортсменом. Достаточно вспомнить ловлю на дорожку в реках Мурманской губ., семги или трески и пикши на Мурмане так называемым способом на „поддев" ( „уде^ная"), заключающемся только в порывистом подергивании лесы около самого 6ei e ra со шлюпки или судна. Выловит таким примитивным способом лова можно до 30 пудов трески и пикши. О Уединение нескольких „удебщиков' на еле или шняке дает уже большие результаты. Большой интерес и значение в данном случае представит ловля тресковых пород ра: лич- ными с е т ям ! и т. д.: в опытах которых так нужда­ ется наш мурманский промышленник. Морской зверобойный промысел (гренлчдского тюленя, нерпы, зайца) такж е могут представить для спортсмена исключительный интерес, захваты ­ вающее занятие, полное борьбы и преодоления всевозможных препятствий, закаляющих и укреп­ ляющих тело и дух среди обстановки приполярного Севера. Промысел пушного зверя в районе Мурманской жел. дор. в темных глухих „суземах" Карелии и Поморья или в тундрах н еоб ятн ой Лапландии, охота на -лисицу, «песца, облава на целые стаи волков и пр. представляют большой интерес. Таких возможностей много для развития спорта на протя­ жении Мурманской жел. дороги. Эту идею необходимо широко популяризировать повсюду среди спортивных организаций, необходимо с о з д а в в этом направлении ту маленькую ячейку, которая взяла бы на себя инициативу в разра­ ботке и быстром продвижении затронутого вопроса в жизнь. М урманс кий моряк. Сурова природа Карело-Мурманского края. Труд­ но бороться с ней человеку. Но все таки на боло­ тах выроетают города, живой колонизационной осью работает ж елезная дорога, долгие зимние ночи уничтожаются нажимом рычага, зажигающего эле­ ктрические фонари. Материальная культура—дает много примеров. Но сам человек, побуждая природу, ставит себя в более узкие рамки. Он привыкает к теплу натопленного дома, замазанным и герметически за- купореьным окнам и дверям, снег, холодный се­ верный ветер, сырость начинают легче растраивать От ред акции. Помещая, в дискуссионном порядке, настоящую статью редакция ожидает живого отклика, как со стороны школьных работников железнодорожных и территориальных школ Карелии и Мурмана, так и со стороны дорожных орга­ низаций по физкультуре. В его здоровье Но зато есть условия для того, чтобы этот хиленький, слабенький человек мог спокойно мыслить, изобретать, улучшать технико материаль­ ную культуру, развивающуюся рядом с „его духов­ ной" культурой Т ак думали до великого материа­ листического переворота 1917 г. Теперь уже сме­ шно думать о человеке иначе, как о частице природы и видеть в нем какой-то новый „духовный" элемент, отличный от вездесущей материи. Поэтому и са ­ мое название материальная культура должна отпасть само собой, так к-«к нет больше его антипода Выро- стает новая физическая культура, требующая куль­ тивирования не только внешней природы, но и с а ­ мого человека, расценивающая взаимоотношения человека и природы, как функциональные и требу ­ ющая кроме развития ума и изобретательности „духа" еще и развития сильного, здорового, зака- ( северу от вея проходит граница Карелин и Мурман- ^ ск'Ч губ, (около ст. Зашеек), дальше на запад п г р а ­ ничная линия идет п ! южнему берегу оз Имандра, и от него догосуларственвой финляндской границы. Таким образом, на севере АКССР. доходит почти до 67,V*0 сев. широты. Белое море. Моторяо парусная Шхуна ,,Ястреб“ приняла нас на свой борт в Кандалакшском заливе. Мы скоро на­ шли себе место у одного из бортов; команда в это вр«ыя усиленно готовилась к отилытию, подогревали мотор, закрепляли снасти, чистили палубу. Шхуна построена за границей, имеет оьоло 100 ф. длины, обладает 40 сильным керосиновым мотором и значи­ тельной парусностью и вмещает несколько тысяч пудов коммерческого груза. По середине ее высится штур­ вальная будка выкрашняная в белый цвет и составля­ ющая контраст к остальной, черний, окраске шхуны. Но корме—груды как"Го-то груза, покрытого брезентом. В носовой части помещение для команды, туда, то и дело, исчезают и свова возвращаются матросы „Ястре­ ба", такое же помещение для мотора несколько позади штурвальной будки. В ,,машину‘: так же поминутно скрываются матросы. Наши наблюдения над происходящим вокруг, пре­ рываются отрывистыми, звенящими вспышками мотора, вслед за которым из небольш Ш трубы ,,Ястреба“ вы­ рвалось несколько клубов синего, с спецефическим за­ пахом, дыма. Вслед за этими редкими па -па, мотор выбросил противный синий дым, потом словно куда то заторопился, захлопал учащенно, но i-.ут же, будто по­ пав на проторенную колею запыхтел размеренно и плавно’ Несколько раз за кормой вскипала вода, шхушг начинала дрожать и снова все успокаивалось, и только мотор отмеривал свое размереввое па— п а - па... Мы тронулись в море, Кавдалакша стала снижатся к гор- низону. Стояло безветрие и паруса не поднимали. Один за другим уходят назад острова и мысы, их все меньше, а море становится шире. Прошли последний из островов Кандалакшской губы—Головин. Тепегь мы как будто идем в проливе шириною в 10—12 верст. Erne доносятся изредка паровозные свистки из Канда­ лакши, они словво рассыиаются по прибрежным горам. Северный берег губы все время горист, местами хвой- вый лес покрывает иагорья, иногда же они вылезают почти к самому морю совершенно лишенные леса, а в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz