По Карелии (из записок экскурсанта). Кандалакша

a viau-m . гШ . г г т и г и г - ш ^ п. К вопросу о рыболовном спорте на Мурмане. Вопрос о необходимости развития рыболовного спорта на Мурмане, поднятый в № 1—2 журнала „Вестник Карело-Мурманского К рая",—несомненно, заслуживает большого внимания, как для всякого любителя-спортсмена рыболова и охотника. В довоенные годы на наши Мурманские летние задумчивые озера: Имандра, Ловозеро, Пулозеро, Ковдоверо и т. д., жемчужные реки с безконечными водопадами („падунами1*)—на р е к и—Ниву, Тулому, Колу, Ворьему и др.—со всех сторон стекались в летнее время спортсмены едва ли не из всех сторон Европы. Были и немцы, англичане, французы, норвежцы, финляндцы. Лишь только начинались пароходные рейсы из Архангельска по Мурманской линии, как уже по­ являлись эти любители—спортсмены нередко ц е­ лыми группами. Одни высаживались где-либо около Поноя на Терском берегу и следовали или вглубь Лапландии или вдоль побережья до Кандалакши и далее в Финляндию; другие—в г. Коле и напра­ влялись на р. р. Колу—Тулому и далее к озеру Имандра и по рек е Ниве; некоторые на Пазреку или в Печерский Монастырь и т. д. Все были во­ оружены лесками, дорожками, ружьями и т. п Главным об'ектом внимания спортсменов являлся лосось (семга). Суровый, мрачный Мурман, выступающий далеко в холодное море своею каменистой утесистой грудью, то принимающий жестокие удары яростных волн океана, то засыпающий, согретый и обласканный лучами полуночного солнца,—все более и более завоевывал себе популярность. Вопросы туризма на Мурмане, вопросы различ­ ного рыболовного морского и др., спорта должны быть во всей величине и значении. Это особенно важно теперь, так как с оборудованием Мурманской жел. дороги и установлением постоянной связи Мурмана со всеми районами С. С. С. Р., с сооруже­ нием Управлением Мурманской ж .д . в г. Мурманске гостинницы, налаживанием транспорта по самому побережью—предоставляется п о лн а я возможность подойти к этому вопросу организационным п ор яд ­ ком, ввести в нормальное русло и даже не без- выгоцы для Края и самой дороги. Мы не будем пока останавливаться на органи­ зационных вопросах в этом деле, но считаем, что оно при достаточной связи с различными спортив­ ными организациями С. С. С. Р., равно и ино­ странными, может во всех отношениях принести нам большие реальные выгоды, в частности, для популиризации среди промыслового населения новых более совершенных методов и орудий промыслов. Рыболовный спорт на Мурмане, как спортивные занятия, дающие всякому спортсмену полное удов­ летворение его стремлений, в то ж е время при- Новгород присоединил к себе эти далекие уделы— пятины, а после московские цари, уничтожив безпо- койную Новгородскую вольницу, сделали Поморье частью своего деспотического государства. Окрестности Кандалакши представляют много любо­ пытного для любителя туриста. Идущая на восток гор­ ная цепь подходит к самому морю, образуя отвесные скалистые обрывы и множество заливов типа норвеж­ ских фиордов. Река Нива сплошь покрыта порогами, особенно сильное падение воды имеется почти у самого селения, шум этих порогов слышен за несколько кило­ метров. Вода головокружительной быстротой пенясь и образуя водовороты, падая с одного уступа на другой стремится к морю. Мощность этих порогов по прибли­ зительным определениям исчисляется в 150 тыс. лош. сил, т. е. в два раза больше чем сила порогов р. Вол­ хова у знаменитого Волховского гидро-электрического строительства! Леса на окружающих горах изобилуют дичью; куропатки, глухари, зайцы, белки и т. п., Вдоль ветки идущей от пристани к главной ж. д. ли­ нии тянется широкий песчаный берег залива, здесь особенно хорошо наблюдать приливно-отливные явления, достигающие у Кандалакши 1— 1,5 метров. Население в Кандалакше—поморское, занимаю­ щееся рыболовством и звероловством, ловится гл. обр. известная кандалакшская сельдь, в некоторые дьбыч- ливые годы уловы ее исчисляются сотнями тысяч пудов. Здесь имеется несколько рыбокоптилен, правда, прими­ тивного устройства, поговаривают о постройке консерв­ ного завода, для переработки местной сельди в консервы типа: сардины и шпроты. В хозяйственном отношении кандалакшский район заметно отличается от остальн< го Поморья. Тут уже широко развито оленеводство, прежде до 1914 г. имел распростанение жемчужный промысел, мелкое кораблестроение (карбасы, шхуны). Лесные бо­ гатства здесь так же значительны, к сожалению, в на­ стоящее время* эксплоатация их носит чрезвычайно слабый характер. До постройки Мурманской ж. д. от Кандалакши шол „тракт" через весь Кольский полуостров в Колу. Трудно составить представление о том, что это б ы л за J тракт единственным указанием его направления служи­ ла телеграфная л и н и я . Этот путь мог служить д л я целей передвижения только в зимнюю половину года, летом же не только на лошади или оленях, но даже пешком он был непроходим. Кандалакша—последний круопый населенный пункт на севере Карельской республики, в 30 километрах к

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz