Платонов, С. Ф. Прошлое русского Севера : очерки по истории колонизации Поморья / С. Ф. Платонов. - Берлин : Обелиск, 1924. - 105, [2] с.
. .горым двигались цусташйые. м он ащщ н . -могут служить ііоказ атШё5ГТ0Снев едомых нуте й, по которым* расхо: дилось крестьянское население». Соседство крестьян и монахов нередко выражалось"в'тебйби их содружестве. «В житиях есть намеки на то, что отшельники, строя церкви и при них монастыри, нередко имели в виду доставить расходившимся по заіволжоквм лесам пере селенцам возможность помолиться, постричься и по- хоропиться в недалеком храме с обителью». Так. Дионисий Глушицкий (на верхней Сухоне) строит в разных местах один храм за другим «на прихожденне православному христианству», ибо, «не бяше тогда церкви на том месте», а деревни вокруг всё множились. Трогательную повесть о единении преп. Макария /Кел- товодского с окружавшими его мирянами находим в его житии. Начал он с того, что основал пустыньку около Решмы на Волге, где его хижина привлекала к себе мирское население. Конечного ради безмолвия он оста вил эту свою обитель, ушел на левый берег Волги и поселился в «зело малой пещере», среди озер, на Жел тых водах. И здесь нашел его народ: «к нему отовсюду стекахуся миряне мпожайшие», потому что «братолю бив бяше зело во общем жительстве». Даже окружаю щие новую обитель Макария черемисы относились к нему хорошо, так как видели «нестяжательное в пусты не его пребывание». Они приносили ему «яже на по требу», пшеницу п мед, и «славили» его, а он и этих «сарацин любезно нриемаше и упокоиваше». Но не по щадили обители Макария татары, завоевавшие этот край (1489). Они разорили монастырь и его села, и з били монахов и поселян, а остаток живых и в том числе самого Макария, взяли в .плен. Однако, татарский вое вода освободил старого настоятеля, отдал ему всех уце- 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz