Платонов, С. Ф. Прошлое русского Севера : очерки по истории колонизации Поморья / С. Ф. Платонов. - Берлин : Обелиск, 1924. - 105, [2] с.
пых п у сты н ь д л я того только, чтобы ж и ть на своей воле, не подчиняться никаким монастырским прави- лаім . . . Эта ст р ас т ь наших черноризцев ух оди ть в пустыни и открывать новые монастыри зам етн а была еще в монгольский период, но н е доходила до крайно стей, как теперь. II неудивительно, если даж е поселя не и землевладельцы , т р и «сом тогдашнем уважении к монашеству, не всегда дружелюбно относились к т а ким пустынникам , напротив, стар ал и сь вытеснять, удал ять их и з своих мест, а иногда даж е .умерщвляли». Сл ѵч а и в р аж ды поселян п иноков, как бы ч ас то они ни происходили, не определяли собою общего отноше- пия крестьян ства -и иночества в д е л е колошюации. В основе, по выражению В. О. Ключевского, «монах и к р е стьянин были, п опу тздікд,__тнлп гие ряшом. либо один впереди другого», и монастьгр ска я к ол ониз а п п я имела очень важное IT іпопеяное зтіячетше_для—колонизации крестьянской. «Во перш>іх, лесной пустынны й мон а стырь с ам по себе, в своей ліісішй деревянной или к а менной ограде, представлял земледельческое поседе ли е»,_,-Т(' йр . тіімір д^пзздрадц ' пр^тИраЛОСЬ пп пкру.-ддше j Iя сртеп 11 pj___«кпцруіг 'iіусты [ттirtrn....монасты р я обраЗОВЫ -. вали сь мирские, кростьш іекие селения^ которые вместе с Іпіоческою братнею составляли один приход, т я н у в ший к мон а,с.тытгж ой ц еркви ». Случалось,~:чтсг—«вно- следствии м он астырь исчезал, но крестьян ский приход с мопастьГрексш- -ц е р к а іщ о оставался». «Во - вторых (продолжает В. О. Ключевский), к у д а шли монахи, т у д а жо па.пр аал ял ось п крестьянское население . . . __ Не----- всегда, можно указать, где которое нп ^ е н х Tpl’^ffliTn'i— шло інере -ругі>:-іі, где мотіяуи влекли ап. собою кре^. стьян, и где было наоборот; но очевидна связь м еж д у__ том л другим движением. Значит, направлени я, по ко-___ 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz