Платонов, С. Ф. Прошлое русского Севера : очерки по истории колонизации Поморья / С. Ф. Платонов. - Берлин : Обелиск, 1924. - 105, [2] с.
вы проведете (говорит В. 0. Ключевский) от Троицкого Оѳршева монастыря две линии, одну по р. Костроме на р. Вычегду, другую по р. Шексие па Белоозеро, эти ми линиями будет очерчено пространство, «уда с кон ца XIV века усиленно направлялась монастырская ко лонизация из монастырей центрального междуречья Оки — Волги и их колоний. Небольшие лесные речки, притоки Костромы, верхней Сухоны и Кубенского озе ра, ГІурма, Обнора, Монза, Лежа с Комелой, Пельшма, Глушица, Кушта унизывались десятками монастырей, основатели которых выходили из Троицкой Сергиевой обители, из Ростова (св. Стефан Пермский), из мона стырей Каменного п а Кубенском озеро и Кириллова Б е лозерского. Водораздел Костромы и Сухоны, покры тый тоцца дремучим Комельским лесом, стал русской Заволжской Фивандоіі. По этим водоразделом не огра ничилось монастырское движение. Оно шагнуло далее в Поморье «с Белоовера прямо на Соловецкий остров, сливаясь с боковым течением, шедшим туд а же ас Б е лому морю из Новгорода». С Белоовера же монастыр ская колонизация перешла в бассейн реки Онеги (мона стыри Конский и Ошевеніский), а оттуда на Двину, где пострижѳнниік Кепской пустыни «основал среди озера на притоке Двины Сии Сийский монастырь». Одно временно с ним, в середине XVI века, возник еще 'се вернее около Холмоігор (в Чухченеме) монастырь Нико лаевский. Наконец, и на самом море появились в до статочном числе обители/ из которых можно назвать монастыри Николаевский Корельский в Двинской губе, Кандалакшский при устьп р. Нивы, Усть - Кольский на устьи р. Колы, и всех севернее Печентский н а Мурмане. Так далеко завлекала безоружных иноков - колонистов жажда «найти себе и дать другим надежный приют для 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz