Платонов, С. Ф. Прошлое русского Севера : очерки по истории колонизации Поморья / С. Ф. Платонов. - Берлин : Обелиск, 1924. - 105, [2] с.

возникавший вдали от городов, в пустынной незаселен­ ной местности, обыкновенно среди глухого леса». Из всего количества известных монастырей до конца XIII века (их более сотни) «таких пуетыиок не насчитаем и десятка». «Зато с..XIV вска~дішксішіе_~в~лесную пу­ сть®ш.. развивается среди --северного русского моТіаШс~- ства быстро _и сильно; .пустынные монастыри, возник­ шие в этом вдЕ&_ашатм сравнялись с новыми город-- (•«ими (42 и ІЗ). ..и XV веке итоввотли__ик более, чем вдвое (57 и 27), в XVI веке — в .полтора раза (51 и 35). Таким образом, в эти три века 'построено было копределах Мот д щ л ш Руси, сколько известно,,. 150 пустынных I I .104 городских и пригородных мо­ настырей». Исключительно широкое и близкое знакомство В. О. Ключевского с рукописной литературой северно-рус- ских житий с в я ты х 1) дало ему возможность из мелких черт бытового материала в житиях составить яркую картину колонизационного движения иночества «в ле­ сную глушь» русского севера. Пустынные «монастыри основывались людьми, которые, отрекшись от мира, уходили в пустыню, там становились руководителями собиравшегося к ним братства и сами вместе с ними изыскивали средства для построения и содержания мо­ настыря». Иногда отшельником и основателем мона­ стыря становился человек «прямо из мира, еще до по­ стрижения» (Сергий Радонежский): «но большинство проходило иноческий искус в каком-либо монастыре, *) См. его труд «Древне - русские жития святых, как исторические источники». М. 1871 («Я знаю до 250 агио­ графических произведений более, чем о 170 русских свя­ тых», говорит К л ю ч е в с к и й в «Лекциях», ч. II, стр. 319). 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz