Платонов, С. Ф. Прошлое русского Севера : очерки по истории колонизации Поморья / С. Ф. Платонов. - Берлин : Обелиск, 1924. - 105, [2] с.
рѳц Иван Огафонович, сущий созиратай (соглядатай, лазутчик) Ярославской земли: у кого село добро, ин от нял; а у кого деревня добра, ин отнял да отписал на великого князя; а кто будет сам добр боярин или сын боярский, ин его самого записал. А иных его чудес множество не мощно испиеатн и исчести, понеже во плоти сущий дьявол»*). Горечь этого обличения так ве лика, что граничит с религиозным вольнодумством; тем ігзобразительнее обрисованы приемы «сущего дьявола» Ивана Агафоновича и его предшественника Алексея Полуектовича. Московские дьяки внедрились в чужое княжество его «оозиратаями»; один заботился об унич тожении политической самостоятельности князей, при которых состоял, и довел дело до добровольной «мены» княжих земель и до подчинения их владельцев Москов скому владыке; другой по мелочам подбирал в службу и к азну великого князя людей и зѳмлн, не уступая ни кого и ничего, и «его чудес множество не мощно исгги- сати и исчести». Оба действовали, так сказать, на за конных основаниях, без грубых насилий, склоняя сла бых к послушному подчинению силе и выдавая вынуж денное послушание за добровольное согласие. Но бы вали случаи, когда московские агенты не прикрывали своих действий мягкими формами «печалования» и вне- шне-правилвной записи ъ службу, а считали возможным *) Рассказ об ярославских чудотворцах - князьях и об Алексее Иолуектовиче и Иване Агафоновиче был известен до открытия Ермолинской летописи из других летописей, но без конца (кончая именем Ивана Агафоновича без его «чудес») и потому Иван Агафонович слыл за местно чти мого святого, чудеса и подвиги которого неизвестны. Е. Е. Г о л у б и н с к и й включил его в «список усопших на самом деле не почитаемых, но имена которых внесены в каталоги святых» («История канонизации святых в рус ской церкви», стр. 580 и 345). 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz