Платонов, С. Ф. Прошлое русского Севера : очерки по истории колонизации Поморья / С. Ф. Платонов. - Берлин : Обелиск, 1924. - 105, [2] с.
имеет прямого отношения к нашей теме: ее автор с чув ством сильнейшего нравственного возмущения и про теста рассказывает о жестоких казнях за «измену», учиненных в 1462 году в Угличе но приказу великого князя Василия Темного над людьми заточенного там удельного князя. Зато вторая статья дает любопытней шее описание способов, какими Москва при Иване III «мирно» приобретала Ярославские земли. С неподра жаемой иронией летописец под 1463 г. сообщает, что в Ярославле явились чудотворцы «князь великий Федор Ростславович Смоленский и с детьми, со князем Кон стантином и с Давидом, и почало от их гроба прощати (то-ѳсть исцелять) множество люден бесчисленно». Од нако, эти чудотворцы «явились не на добро всем князь ям Ярославским», так как исцелили или освободили последних от их родового имущества: «простилися со всеми своими отчинами на век, подавали их великому князю Ивану Васильевичу, а князь великий против их отчины (то-есть в воздаяние за нее) подавал им воло сти и села». Ядовито замечает летописец, что эта мена политической территории на мелкие частные земли про изошла по ходатайству за Ярославских князей велико княжеского дьяка: «а из старых пѳчаловался (то-есть заботился, просил) о них князю великому, старому (Ва силию Темному) Алексий Полуектович, дьяк великого князя, чтобы отчина та не за ними была». Так ирони чески внесена утрата княжеских земель в число чудес от новоявленных князей-чудотворцев. Но ирония этих слов (замечает А. А. Шахматов) г л у бж е. . . Ермолин ский список позволяет думать об ироническом отноше нии летописца и к самому чудесному явлению мощей Ярославских чудотворцев. Он говорит далее: «А после того в том же граде Ярославле явился новый чудотво- 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz