Максимов, Н. В. О северных делах и делишках // Русское богатство : ежемесячный литературный и научный журнал. – Санкт-Петербург, 1893. – № 4 (апр.). - С. 33-64.

О СѢВЕРНЫХЪ ДИЛАХЪ И ДѢЛИШКЛХЪ. тодъ заниматься хотя-бы звѣринымъ и птичьимъ промыслами въ лѣсахъ; а при существовали дороги каждый крестьянинъ зани­ мался-бы охотнѣе промыслами, зная, что ему нѣтъ необходимости продавать продукты промысла мѣстному кулаку, а легко отвезти ихъ на своей лошаденкѣ по благоустроенной дорогѣ въ Улеаборгъ; тѣмъ болѣе, что дорога въ предѣлахъ нашей Кареліи, какъ мнѣ свидѣтельствовали мѣстные крестьяне, пошла-бы отъ Паннозера сна­ чала по берегу рѣки Оланга до с. Оланга, но грунту крѣпкому, удобному, гдѣ нѣтъ болотъ и горы неболыпія. Изъ Паннозера до Оланги 20 верстъ. Можно было-бы даже миновать с. Оланга, но- вернувъ изъ д. Вардаламбино, находящейся между ІІаннозеромъ и Олангой, на д. Бора (15 верстъ). Изъ д. Бора можно было-бы ве­ сти дорогу на Ковдозеро, до выселка «Конецъ Ковдозера». Это раз- стояніе — 70 верстъ. І іа всемъ пространств!! мѣста здѣсь сухія и горы неболынія. Только въ двухъ мѣстахъ пршнлось-бы дѣлать мосты: черезъ рѣку Куму и черезъ рѣку Іова. Изъ выселка «Ко­ нецъ Ковдозера» дорога пошла-бы въ д. Княжна по сѣверную сто­ рону Ковдозера на 50 верстъ разстоянія. Министерство, принимая во вниманіе ходатайство улеаборгскаго губернатора, сдѣлало запросъ по этому поводу у областной архан­ гельской администраціи. Архангельскій губернаторъ нашелъ этотъ путь вовсе не нужнымъ. Замѣтьте, что всѣ крестьяне сѣверной Финляндіи живутъ не столько на счетъ своихъ урожаевъ, сколько благодаря тому, что занимаются молочнымъ хозяйствомъ; а наши карелы развиваются въсельскохозяйственномъ смыслѣнодъвліяніемъобразцовыхъхозяйствъ финскаго народа; тѣмъ не менѣе, администрация наша донесла мини­ стерству, что мѣстность, намѣченная для проложенія проэктируе- маго пути отъ дер. Княжегубской до финляндской границы, въ ире- дѣлахъ Кемскаго уѣзда, большею частію болотистая (полнѣйшее незнаніе своего уѣзда!) и малонаселенная *); вслѣдствіе чего и по крайней бѣдности (благосостоянію кемскихъ карелъ завидуютъ по- вѣнецкіе карелы) мѣстнаго населенія проэктируемый здѣсь проѣзжій путь, потребовавъ весьма значительныхъ затратъ, могъ-бы быть первоначально устроенъ и затѣмъ поддерживаемъ исключительно лишь средствами правительства, между тѣмъ какъ расходы эти ни­ мало не оправдывались-бы не только какими-либо административ­ ными потребностями, но даже и интересами мѣстнаго населенія, такъ какъ ближайшими добытыми на мѣстѣ данными по сему предмету установлено, что изъ Кандалакскаго раіона въ на­ стоящее время частію въ Финляндію, а больше въ Петербургъ, идутъ лишь свѣжее мясо, шкура оленей, часть соленой и свѣжей *) Болота, напротивъ, прекращаются на южной оконечности озера Кюйто, а отъ с. Ухта идутъ возвышенныя мѣста, на яоторыхъ попадаются рѣдко ма­ лый болота и малыя озера, и горы возвышаются по мѣрѣ удаленія на сѣ- веръ. Только Ковдозеро и Топпозеро велики по своимъ размѣрамъ. Но они нѳ препятствуютъ дорогѣ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz