Максимов, Н. В. О северных делах и делишках // Русское богатство : ежемесячный литературный и научный журнал. – Санкт-Петербург, 1893. – № 4 (апр.). - С. 33-64.

С2 РУССКОЕ БОГАТСТВО. сугробамъ, опасные во время вьюги и крайне затруднительные во всякое время среди валуновъ, неровностей въ дремучемъ лѣсу, среди бурелома. Чего достигаютъ финляндцы устройствомъ новаго шоссе изъ с. КозамоѴ Они составили сначала проэктъ дороги по направленію изъ с. Козамо до выселка Корбеля, при озерѣ Панозерѣ, которое находится на границѣ нашей Кареліи. И улеаборгскій губернаторъ ходатайствовалъ въ нашемъ министерств'!; о продолженіи дороги изъ Корбеля на д. Княжна. Проэктъ встрѣтилъ сочувствие финскихъ крестьянъ: дорога проэктировалась среди селений до нѣкоторой степени обитаемых'!,. Л крестьяне хорошо знаютъ, что отъ дороги черезъ их'г, селенія они много выигрываютъ. Они говорили мнѣ, что и почтовое сообщеніе выиграло бы во времени, и русскимъ крестьянамъ было бы ближе сворачивать на этотъ путь, слѣдуя изъ д. Княжна черезъ Олангу на Козамо, такъ какъ въ началѣ зимы, когда вода выстуігаетъ на поверхности озеръ (это въ томъ предгіоложеніи, когда въ нашихъ предѣлахъ нѣтъ шоссейной дороги), имъ было-бы ближе сворачивать на столбовую дорогу. (Между д. Война и д. Конданіеми считается 1 версты, которыя раздѣляли бы ихъ въ томъ случаѣ отъ столбовой дороги). Но улеаборгская администрація предпочла утвердить и добиться утверждения проэкта другого пути, быть можетъ, нѣсколько длин- нѣйгааго. но за то разечитаннаго на соединеніе с. Козамо съ сѣверо-восточною частііо финской Лапландіи, и по такому направ- ленію, продолжая которое, легко и удобно выйти потомъ на путь не только къ берегу Бѣлаго моря, на д. Княжна, но и въ русскую Лапландію на Кольскій трактъ и на Ловозерскій погостъ. Путь этотъ идетъ изъ с. Козамо на Кунтіярвп, оттуда дѣлается поворотъ на Айтакумпо, откуда до русской границы 20 верстъ. Финскіе крестьяне, жалуясь на это направленіе, ссылаются на малонаселен­ ность этой мѣстности и говорятъ, что поддержка дороги будетъ стоить дороже, затруднительнее и что дорога длиннѣе, а рус­ ским'!, крестьянамъ невозмоясно будетъ сворачивать на этотъ путь съ иринятаго ими теперь зимняго пути, потому что полотно этой дороги будетъ отстоять на 20 верстъ (отъ д. Конданіеми до д. Во- дунка— 2 0 верстъ). Но надо знать, встрѣтила-ли финляндская адми­ нистрация сочувствіе въ нашей администраціп при первомъ своемъ ироэктѣ? Улеаборгскій губернаторъ, ходатайствуя о продленіи финляндской дороги но вышеприведенному направленію въ предѣлахъ нашей Кареліи, выставлялъ на видъ, что дорога въ Кареліи прошла-бы по пространству въ 1 3 5 верстъ и обошлась-бы русскому правитель­ ству, по разечету финскихъ инженеровъ, въ 1 5 0 ,0 0 0 руб. Жертва не великая, а польза была-бы значительная. Это дало-бы толчокъ къ развитію экономической жизни крестьянъ, которые, отдаваясь те­ перь въ руки мѣстныхъ эксплоататоровъ, рѣшительно не находятъ вы-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz