Максимов, Н. В. О северных делах и делишках // Русское богатство : ежемесячный литературный и научный журнал. – Санкт-Петербург, 1893. – № 4 (апр.). - С. 33-64.
О СѢВЕРНЫХЪ ДѢЛАХЪ И ДѢЛНШКАХЪ. 61 портамъ. А заготовка хлѣба въ Архангельскѣ происходитъ весною, когда виды на урожай въ Кареліи далеко еще не выящены; между тѣмъ, какъ весною-то именно, послѣ распутья, и отправляется чи~ новникъ по крестьянскимъ дѣламъ по уѣзду, какъ я убѣднлся по кнпгѣ проѣзжающихъ по уѣзду, находящейся на всякой земской стандіи. Легче совершить кругосвѣтное путешествіе, нежели проѣ- хаться весною по волостямъ Кареліи. Путешествіе это сопряжено буквально съ опасностью для жизни. Сотни верстъ приходится по дыматься и спускаться по порогамъ рѣкъ на утлой ладьѣ, ходить пѣшкомъ по болотамъ, ѣздить верхомъ но наволок,амъ, плавать на лодкѣ но безконечнымъ озерамъ. Разумѣется, при такомъ способѣ собиранія свѣдѣній о состояніи продовольственнаго дѣла въ уѣздѣ, никто не можетъ никогда знать объ истинномъ его положеніи. А сѣверные морозы часто уничтожаютъ посѣвы, и въ такомъ случаѣ извѣстіе объ этомъ запаздываетъ въ г. Кемь, администрація оказы вается неподготовленной, хлѣба не хватаетъ въ казенномъ магазинѣ. и чиновнику приходится скупать хлѣбъ при зимнемъ первопуткѣ у поморовъ-кулаковъ за баснословныя цѣны, чтобы предупредить голодъ въ Кареліи. Волостныя власти злоупотребляютъ и-продаютъ казенный хлѣбъ деревенскимъ кулакамъ. Все это приводить къ тому, что когда наступаетъ кризисъ, какъ это было въ 1891 г., когда морозъ уничтожилъ всѣ посѣвы въ Кареліи, то продовольствіе уѣзда съ цѣлью предупрежденія голода обошлось казнѣ на одинъ уѣздъ въ 76,442 руб., ирнчемъ за ржаную муку казна платила кулакамъ по 1 р. 80 к. и по 2 р. за пудъ. Таковы послѣдствія отсутствія путей сообщенія. Карельскій народъ не можетъ же, однако, жить изолированно отъ другпхъ. Ему необходимо находить и рынокъ'для сбыта про- дуктовъ своего промысла, п ожидать откуда нибудь немедленной помощи по кратчайшему и безопаснѣйшему пути. Финляндія, по крытая сѣтью желѣзныхъ дорогъ, представляется народу ближай- шимъ и наивыгоднѣйшимъ рынкомъ. Поэтому, попытка фиплянд- цевъ связать село Козамо съ д. Княжна заслуживаетъ серьезнаго вниманія. Финляндцы—великіе мастера строить прекрасный дороги по кратчайшимъ и безопаснѣйшимъ путямъ. > леаборгъ связанъ съ Петербургомъ желѣзною дорогою. Отъ Улеаборга ндетъ шоссе на сѣверо-востокъ до с. Козамо. Финляндскій Сенатъ утвердилъ проэктъ постройки новой дороги отъ с. Козамо до нашей границы по на- правленію къ Кандалакскому заливу. Проэктъ этотъ отвѣчаетъ только потребности, выраженной самими карелами и финлянд цами, которые повезли грузы по этому направленно съ Терскаго берега, пзъ Лапландіи и сѣверной Финляндіи еще съ тѣхъ поръ, какъ построилась Улеаборгская желѣзная дорога. Въ настоящее время въпредѣлахъ русской Кареліи существуютъ пути сообіценія съ Фннляндіей преимущественно случайные, зимніе, прокладываемые крестьянами съ величайшимъ трудомъ но глубокимъ снѣжнымъ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz