Максимов, Н. В. О северных делах и делишках // Русское богатство : ежемесячный литературный и научный журнал. – Санкт-Петербург, 1893. – № 4 (апр.). - С. 33-64.

34 РУССКОЕ БОГАТСТВО. бездну».Но онъ не теряетъ прнсутствія духа и не только «гром­ ко воніетъ» при своемъ паденіи, но «бьетъ даже въ барабанъ о свонхъ нуждахъ». И когда замѣчаютъ, что онъ засипаетъ, на- конедъ, то всѣ восклицаютъ въ одннъ голосъ: «дай Богъ, чтобы надъ Сѣверомъ взошла заря обновленія, чтобы Сѣверъ наіігъ былъ, наконецъ, освобожденъ отъ сна, въ который онъ такъ долго былъ погружепъ»! Эти возгласы хотя и свидѣтельствуютъ, что всѣ со- чувствуютъ Сѣверу п рады ему помочь, но тѣмъ не менѣе «доб- рыя ножелаиія», «едннодушныя симпатіи», «благія намѣренія» идутъ на обертку селедки въ мелочной лавочкѣ,—той селедки, которая доставляется съ Сѣвора въ Петербургъ съ уплатою бас- нословнаго фрахта, или на выкройку бѣдной швеи, обшивающей гагачьимъ пухомъ съ Новой Земли красивую тальмочку петер­ бургской барыньки. Словомъ сказать, эти возгласы, по замѣча- нію какого-то витіеватаго публициста, — «безсознательно-націо- нальпое, семейно-родственное сожалѣніе, сострадапіе къ забытому первенцу». А въ концѣ концовъ «тихая и мирная жизнь глухой, далекой окраины» продолжаетъ пользоваться правомъ «несовер­ шенства жизпи дореформеннаго строя.» II такъ, силачъ-старикъ-богатырь «ожидаетъ только своего Колумба». Ужь не Колумбъ-ли г. В. Рудняцкій, открывающій врата сѣверпаго храма промышленности? L’. Рудницкій предлагаетъ проэктъ соединенія Бѣлаго моря съ сѣтью фипляндскихъ желѣзпыхъ дорогъ. «Исходнымъ пунктомъ», говоритъ онъ, «на Бѣломъ морѣ обязательно принять г. Кемь, какъ мѣсто, наиболѣе доступное для проведенія дороги и какъ нортъ, очепь удобный и излюбленный опытными норвежскими мо­ ряками». Откуда они взялись? Отъ г. Кеми дорога должна на­ правляться вдоль морскаго берега (въ извѣстномъ разстояиіи отъ его тундрпстыхъ оконечностей,—замѣчаетъ авторъ проэкта въ скобкахъ) къ селенію Шуярецкому, гдѣ черезъ р. Шую придется строить мостъ. Затѣмъ дорога должна идти непрерывно вдоль то- го-же морского берега до с. Сорокп, расположепнаго при впа- деніи р. Выга въ море. На этомъмѣстѣ дорога должна повернуть на юго-заиадъ и идти по лѣвому берегу р. Вига до границы Оло­ нецкой губ. Архангельскую губ. отдѣляетъ отъ Олонецкой р. Андога, нритокъ р. Выга, черезъ которую нужно строить мостъ. Отъ Андозера дорога должна и д т и до Укозера. Отъ Укозера до граппцы Финляндіп, до м. Юэнсу. Вообще, вся дорога отъ м. Юэнсу до г. Кеми проходить, согласно проэкту г. Рудницкаго, на грапитныхъ и гнейсовыхъ основаніяхъ, «по довольно точному приб­ лизительному вычнсленію», на длниѣ 380 верстъ. Болѣе года я путешествовалъ по Сѣверу, только что вернулся пзъ этого путешествія, видѣлъ таки достаточно, слышалъ разно- образиыя мнѣнія сѣверянъ касательно ихъ вожделѣніп и обязанъ зясвидѣтельствовать, что воиросъ о соединеніи Сѣвера съ суще-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz