Максимов, Н. В. О северных делах и делишках // Русское богатство : ежемесячный литературный и научный журнал. – Санкт-Петербург, 1893. – № 4 (апр.). - С. 33-64.
О СѢВЕРНЫХЪ ДѢЛАХЪ II ДѢ.ШШКАХЪ. Г,9 финляндцы обдумываютъ серьезно возможный торгово-иромышлен- ныя связи съ нашей Кареліей, Лапландіѳй и съ Терскимъ берегомъ. И нельзя сказать, чтобы взгляды финляндцевъ на сѣверныя дѣла были ограниченны. Они желаютъ, напримѣръ, провести желѣзную до рогу изъ Улеаборга до г. Торнео, который стоитъ на шведско-финлянд ской границѣ. Въ минувшее лѣто предполагалось техническое изы- сканіе этой вѣтви. Сенатъ утвердилъ проэктъ дороги. Скоро при- ступятъ къ постройкѣ. Продолженіе улеаборгской ж. д. до Торнео оживило-бы предпріимчивость не только въ мѣстахъ ея проводки, говорятъ они, но и но всему сѣверу Финляндіи, особенно въ окрест- ностяхъ долинъ рѣкъ Кеми и Торнео, жители которыхъ не имѣютъ удобствъ сбыта. Теперь въ рѣкахъ Торнео, Кемь, Улео, Симо и Ійо, а также въ шхерахъ передъ устьями этихъ рѣкъ произво дится весьма выгодный ловъ лососей, какъ важный побочный про- мыселъ. Но за кулисами оживленія долинъ упомянутыхъ рѣкъ скры ваются болѣе существенныя въ ѳкономическомъ отногаеніп надежды. Я саышалъ, въ бытность мою въ Улеаборгѣ, что отъ одного изъ континентальныхъ пунктовъ западныхъ береговъ Норвегіи, сосѣд- нихъ съ островами Лофотенскаго архипелага, началась постройка желѣзной дороги черезъ Норвегію и Швецію на Торнео. Постройка началась, говорятъ, на счетъ займа въ Ангдіи, но пріостановилась но причинамъ, о которыхъ я не могъ узнать. Если этой постройкѣ суждено осуществиться, то Лофотенскіе острова будутъ связаны съ Петербургомъ. Вы знаете, какой обильный уловъ рыбы произво дится среди острововъ Лофотенскаго архипелага. Уловъ этотъ поль зуется всемірной извѣстностыо и равнаго ему нѣтъ во всемъ мірѣ. Туда съѣзжаются всѣ рыболовы, являясь даже изъ самыхъ отда- ленныхъ мѣстечекъ южной Норвегіи. Масса европейцевъ и амери- канцевъ пріѣзжаютъ каждое лѣто смотрѣть острова. Поэтому, вы понимаете, какъ заинтересованы въ постройкѣ упомянутой дороги финляндцы. Русскіе рынки пріобрѣли-бы возможность получать тре ску далее въ свѣжемъ состояніи. Цѣна за треску и палтуенну упа- ла-бы на нашихъ рынкахъ. А опытъ нашихъ поморовъ доказалъ, что только тѣ изъ числа поморовъ пріобрѣтаютъ безъ риска барыши, которые являются первыми со своими судами и грузами съ Мур манскаго берега осенью въ Петербургъ. Оноздавшіе или терпятъ убытки, или принуждены ожидать конца зимы, когда доставленные моремъ грузы будутъ проданы и цѣна на треску повысится. А при существованіи желѣзной дороги отъ Лофотенскихъ острововъ наши поморы не могли-бы выдерживать конкурренціи на петербургском!, рынкѣ. Разумѣется, слѣдуя политикѣ запретительнаго тарифа, мы не замедлили-бы возвысить пошлину на заграничную рыбу. И, вѣ- роятно, это обстоятельство, возможное въ будущемъ, и удержи- ваетъ шведовъ, норвежцевъ, а, быть можетъ, и англичанъ отъ нродолженія постройки дороги, которая будетъ выгодна въ томъ только случаѣ, если она соединится съ русскими рынками сбыта.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz