Максимов, Н. В. О северных делах и делишках // Русское богатство : ежемесячный литературный и научный журнал. – Санкт-Петербург, 1893. – № 4 (апр.). - С. 33-64.

О СѢВЕРНЫХЪ ДѢЛАХЪ II ДѢ.ШШКАХЪ. Г,9 финляндцы обдумываютъ серьезно возможный торгово-иромышлен- ныя связи съ нашей Кареліей, Лапландіѳй и съ Терскимъ берегомъ. И нельзя сказать, чтобы взгляды финляндцевъ на сѣверныя дѣла были ограниченны. Они желаютъ, напримѣръ, провести желѣзную до­ рогу изъ Улеаборга до г. Торнео, который стоитъ на шведско-финлянд­ ской границѣ. Въ минувшее лѣто предполагалось техническое изы- сканіе этой вѣтви. Сенатъ утвердилъ проэктъ дороги. Скоро при- ступятъ къ постройкѣ. Продолженіе улеаборгской ж. д. до Торнео оживило-бы предпріимчивость не только въ мѣстахъ ея проводки, говорятъ они, но и но всему сѣверу Финляндіи, особенно въ окрест- ностяхъ долинъ рѣкъ Кеми и Торнео, жители которыхъ не имѣютъ удобствъ сбыта. Теперь въ рѣкахъ Торнео, Кемь, Улео, Симо и Ійо, а также въ шхерахъ передъ устьями этихъ рѣкъ произво­ дится весьма выгодный ловъ лососей, какъ важный побочный про- мыселъ. Но за кулисами оживленія долинъ упомянутыхъ рѣкъ скры­ ваются болѣе существенныя въ ѳкономическомъ отногаеніп надежды. Я саышалъ, въ бытность мою въ Улеаборгѣ, что отъ одного изъ континентальныхъ пунктовъ западныхъ береговъ Норвегіи, сосѣд- нихъ съ островами Лофотенскаго архипелага, началась постройка желѣзной дороги черезъ Норвегію и Швецію на Торнео. Постройка началась, говорятъ, на счетъ займа въ Ангдіи, но пріостановилась но причинамъ, о которыхъ я не могъ узнать. Если этой постройкѣ суждено осуществиться, то Лофотенскіе острова будутъ связаны съ Петербургомъ. Вы знаете, какой обильный уловъ рыбы произво­ дится среди острововъ Лофотенскаго архипелага. Уловъ этотъ поль­ зуется всемірной извѣстностыо и равнаго ему нѣтъ во всемъ мірѣ. Туда съѣзжаются всѣ рыболовы, являясь даже изъ самыхъ отда- ленныхъ мѣстечекъ южной Норвегіи. Масса европейцевъ и амери- канцевъ пріѣзжаютъ каждое лѣто смотрѣть острова. Поэтому, вы понимаете, какъ заинтересованы въ постройкѣ упомянутой дороги финляндцы. Русскіе рынки пріобрѣли-бы возможность получать тре­ ску далее въ свѣжемъ состояніи. Цѣна за треску и палтуенну упа- ла-бы на нашихъ рынкахъ. А опытъ нашихъ поморовъ доказалъ, что только тѣ изъ числа поморовъ пріобрѣтаютъ безъ риска барыши, которые являются первыми со своими судами и грузами съ Мур­ манскаго берега осенью въ Петербургъ. Оноздавшіе или терпятъ убытки, или принуждены ожидать конца зимы, когда доставленные моремъ грузы будутъ проданы и цѣна на треску повысится. А при существованіи желѣзной дороги отъ Лофотенскихъ острововъ наши поморы не могли-бы выдерживать конкурренціи на петербургском!, рынкѣ. Разумѣется, слѣдуя политикѣ запретительнаго тарифа, мы не замедлили-бы возвысить пошлину на заграничную рыбу. И, вѣ- роятно, это обстоятельство, возможное въ будущемъ, и удержи- ваетъ шведовъ, норвежцевъ, а, быть можетъ, и англичанъ отъ нродолженія постройки дороги, которая будетъ выгодна въ томъ только случаѣ, если она соединится съ русскими рынками сбыта.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz