Максимов, Н. В. О северных делах и делишках // Русское богатство : ежемесячный литературный и научный журнал. – Санкт-Петербург, 1893. – № 4 (апр.). - С. 33-64.

54 РУССКОЕ БОГАТСТВО. едва-ли превысивъ, вмѣстѣ съ подвижнымъ составомъ, 10 милл. руб. А узкоколейная стоила бы, разумѣется, еще меньше. Эта дорога воз- вратила-бы Архангельску подобающее ему значеніе единственнаго морского порта на Сѣверѣ Россіи, и весь Сѣверный край былъ бы спасенъ отъ грозящаго ему конечнаго разоренія. Въ настоящее время значител ьная часть грузовъ сѣверо-восточной Россіи вовсе не находить сбыта за-границу и сбывается во внутреннія губерніп кружными пу­ тями, а потому за безцѣнокъ; сравнительно, самая ничтожная часть ихъ направляется теперь черезъ Архангельскъ за-граниду, не смотря на всю дороговизну н неудобства перевозки ихъ по существующимъ нутямъ. Желѣзная-же дорога откроетъ этимъ грузамъ дешевый и скорый доступъ къ заграничнымъ рынкамъ черезъ Архангельскъ, который вполнѣ можетъ предоставить, всякому ихъ количеству, удоб­ ства біагоустроеннаго порта, особенно по окончаніи производящихся нынѣ работъ въ немъ, по углубленію фарватера, —работъ въ значи­ тельной мѣрѣ безцѣльныхъ, если одновременно не будетъ проложена означенная желѣзная дорога *), что слѣдуетъ сказать и относительно мурманскаго пароходства, которое, безъ желѣзной дороги, никогда не можетъ достигнуть надлежащаго развитія. Навигація по Большой Двинѣ, отъ Котласа до Архангельска, длится, въ среднемъ, 168 дней и кончается обыкновенно между 10 и 20 октября; запоздавшіе иностранные пароходы могутъ грузиться изъ баржъ ниже Архангельска, напр., въ Лажминской гавани, еще позже, такъ какъ, благодаря близости моря, Двина за­ мерзаете здѣсь недѣли двѣ спустя по закрытіи навигадіи выше Архангельска. Поэтому часть сельско-хозяйственныхъ произведеній сѣверо-восточной области, благодаря желѣзной дорогѣ, устраняющей непреодолимую нынѣ лѣтомъ преграду для сообщеній съ сѣвернымъ нашимъ портомъ, можетъ быть доставлена на иностранные рынки въ самый годъ уборки урожая, а осенній уловъ поморовъ, послѣ маргаритинской ярмарки въ Архангельскѣ, можетъ быть немедленно двинуть на внутренніе рынки и, притомъ, въ несравненно боль- шемъ противъ нынѣшняго количествѣ. Помимо того, движеніе рыб- ныхъ грузовъ можетъ производиться втеченіе всей навигаціи. Въ зимнее-же время, та-же дорога будетъ занята подвозомъ къ Котласу, для дальнѣйшаго сплава по Двинѣ зимнихъ заготовокъ вятскихъ при­ станей, а въ обратномъ направленіи — перевозкою цѣннаго лѣса и нѣкоторыхъ продуктовъ морскихъ промысловъ. Можно разсчитывать, что до 13 милл. пудовъ груза пойдетъ по наиравленію отъ Котельнича къ Котласу, а обратно будетъ перево­ зиться рыба и другіе продукты морского промысла и скотъ въ ко- личествѣ никакъ не меньше 3 милл. пудовъ, не считая лѣса. И такъ, 16 милл. пудовъ груза, не считая ремесленныхъ и кустарныхъ из- *) Впрочеиъ, углуб.теніе фарватера должно повести къ удешевлевію фрах- товъ, что очень важно при развитіи отпускной торговли.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz