Максимов, Н. В. О северных делах и делишках // Русское богатство : ежемесячный литературный и научный журнал. – Санкт-Петербург, 1893. – № 4 (апр.). - С. 33-64.
54 РУССКОЕ БОГАТСТВО. едва-ли превысивъ, вмѣстѣ съ подвижнымъ составомъ, 10 милл. руб. А узкоколейная стоила бы, разумѣется, еще меньше. Эта дорога воз- вратила-бы Архангельску подобающее ему значеніе единственнаго морского порта на Сѣверѣ Россіи, и весь Сѣверный край былъ бы спасенъ отъ грозящаго ему конечнаго разоренія. Въ настоящее время значител ьная часть грузовъ сѣверо-восточной Россіи вовсе не находить сбыта за-границу и сбывается во внутреннія губерніп кружными пу тями, а потому за безцѣнокъ; сравнительно, самая ничтожная часть ихъ направляется теперь черезъ Архангельскъ за-граниду, не смотря на всю дороговизну н неудобства перевозки ихъ по существующимъ нутямъ. Желѣзная-же дорога откроетъ этимъ грузамъ дешевый и скорый доступъ къ заграничнымъ рынкамъ черезъ Архангельскъ, который вполнѣ можетъ предоставить, всякому ихъ количеству, удоб ства біагоустроеннаго порта, особенно по окончаніи производящихся нынѣ работъ въ немъ, по углубленію фарватера, —работъ въ значи тельной мѣрѣ безцѣльныхъ, если одновременно не будетъ проложена означенная желѣзная дорога *), что слѣдуетъ сказать и относительно мурманскаго пароходства, которое, безъ желѣзной дороги, никогда не можетъ достигнуть надлежащаго развитія. Навигація по Большой Двинѣ, отъ Котласа до Архангельска, длится, въ среднемъ, 168 дней и кончается обыкновенно между 10 и 20 октября; запоздавшіе иностранные пароходы могутъ грузиться изъ баржъ ниже Архангельска, напр., въ Лажминской гавани, еще позже, такъ какъ, благодаря близости моря, Двина за мерзаете здѣсь недѣли двѣ спустя по закрытіи навигадіи выше Архангельска. Поэтому часть сельско-хозяйственныхъ произведеній сѣверо-восточной области, благодаря желѣзной дорогѣ, устраняющей непреодолимую нынѣ лѣтомъ преграду для сообщеній съ сѣвернымъ нашимъ портомъ, можетъ быть доставлена на иностранные рынки въ самый годъ уборки урожая, а осенній уловъ поморовъ, послѣ маргаритинской ярмарки въ Архангельскѣ, можетъ быть немедленно двинуть на внутренніе рынки и, притомъ, въ несравненно боль- шемъ противъ нынѣшняго количествѣ. Помимо того, движеніе рыб- ныхъ грузовъ можетъ производиться втеченіе всей навигаціи. Въ зимнее-же время, та-же дорога будетъ занята подвозомъ къ Котласу, для дальнѣйшаго сплава по Двинѣ зимнихъ заготовокъ вятскихъ при станей, а въ обратномъ направленіи — перевозкою цѣннаго лѣса и нѣкоторыхъ продуктовъ морскихъ промысловъ. Можно разсчитывать, что до 13 милл. пудовъ груза пойдетъ по наиравленію отъ Котельнича къ Котласу, а обратно будетъ перево зиться рыба и другіе продукты морского промысла и скотъ въ ко- личествѣ никакъ не меньше 3 милл. пудовъ, не считая лѣса. И такъ, 16 милл. пудовъ груза, не считая ремесленныхъ и кустарныхъ из- *) Впрочеиъ, углуб.теніе фарватера должно повести къ удешевлевію фрах- товъ, что очень важно при развитіи отпускной торговли.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz