Максимов, Н. В. О северных делах и делишках // Русское богатство : ежемесячный литературный и научный журнал. – Санкт-Петербург, 1893. – № 4 (апр.). - С. 33-64.

О СѢВЕРНЫХЪ ДѢЛАХЪ И ДѢЛИШКАХЪ. 53 сгвія-же его населенія требуется до 3*/2 милл. пудовъ хлѣба, кро- мѣ овса для скота. Виды на урожай выясняются только въ авгус- тѣ или даже въ началѣ сентября, а сплавъ хлѣба по Сухонѣ мо- жетъ производиться только раннею весною; судоходство-же по Малой Двинѣ прекращается въ концѣ іюля, такъ что въ случаѣ неудовлетворительнаго урожая, добавочное количество хлѣба, необходимаго для продовольствія населенія, не можетъ быть до­ ставлено своевременно ни за какія деньги. Это обстоятельство вынуждаетъ правительство держать нагоговѣ хлѣбъ въ особыхъ запасныхъ магазинахъ и, такимъ образомъ, непроизводительно расходовать довольно значительныя суммы, при отсутствіп, въ то­ же время, увѣренпости, что запаснаго хлѣба всегда хватитъ на продовольствіе населенія *). Поморы, радп необходимаго заработка, нерѣдко уже посту- паютъ въ наймы къ норвеждамъ, такъ какъ на русскпхъ иромыс- лахъ, за постояннымъ почти отсутствіемъ сбыта рыбы въ соотвѣт- ственномъ улову количествѣ, они далеко не обезпечены отъ голо- довокъ. По той-же причинѣ не развивается колопизація па Сѣ- верѣ п норвежцы все болѣе овладѣваютъ промыслами въ Ледо- витомъ океанѣ. ч Вывести Архангельск^ портъ, а вмѣстѣ съ нимъ и все населе- яіе Поморья, изъ нынѣшняго бѣдственнаго подоженія и упрочить торговую и промышленную будущность края можетъ только такой рельсовый путь, который уничтожилъ бы преграду для сообщеній края съ внутренней Россіей на волокѣ, образуемомъ водораздѣломъ между бассейнами Двины и Волги. Конечными пунктами такого рельсоваго пути, очевидно, должны быть пристани на Двинѣ и Вяткѣ, откуда судоходство могло-бы совершаться безпрепятственно втеченіе всей навигаціи. Этими пристанями являются: на Двинѣ— Котласъ, а на Вяткѣ—Котельничъ, отстоящіе другъ отъ друга на разстояніи приблизительно 320 верстъ. По этому направленію, еще въ 1868 г., сдѣлано правительствен­ ными инженерами подробное изысканіе. Не входя въ разсмотрѣніе технической стороны этого изыскаиія, высказываемъ увѣренность, что, въ виду особенно удобныхъ для проложенія дороги условій мѣстности, дешевизны труда, обилія подъ рукою находящагося лѣса, отсутствія надобности въ сооруженіи значительныхъ мостовъ и пол­ ной возможности имѣть по недорогой цѣнѣ всг]', желѣзныя части съ вятскихъ и пермскяхъ заводовъ, постройка дороги отъ Котельнича до Котласа, при раціональномъ ея веденін, обошлась-бы очень дешево, *) Это неправда: когда я прибыль въ Архангельску то у продовольстреи- паго комитета деньги заключались въ проценгныхъ бумагахъ, а хлѣба въ ма­ газинахъ не было въ достаточной мѣрѣ для края, и комитет), покупалъ его по самой дорогой цѣнѣ, нѳ сдѣлавъ ранѣе заготовокъ, когда хлѣбъ былъ дешевъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz