Максимов, Н. В. О северных делах и делишках // Русское богатство : ежемесячный литературный и научный журнал. – Санкт-Петербург, 1893. – № 4 (апр.). - С. 33-64.
О СѢВЕРНЫХЪ ДѢЛАХЪ И ДТДИШКАХЪ. 49 Мезенскомъ — хозяева, подьшающіе людей на звѣрнный про мыселъ. Не говоря о мезепскихъ и терскпхъ кулакахъ, ска- жемъ о номорскпхъ. Опп раздѣляются по характеру своихъ пред- пріятій на скуіщиковъ рыбы на Мурманѣ, безъ подъема иокру- ченнпковъ, на хозяевъ-промышленниковъ, подымающихъ артели покрученниковъ, и на купцовъ, ведущихъ мѣновой торгъ лѣсомъ, мукою и берестою съ Финмаркеномъ. ГІо всѣ эти лпца пріобрѣ- таютъ хлѣбъ, крупу, приварки н другіе товары для деревни, для Норвегіи въ Архаигельскѣ. И всѣ онп, по крайней мѣрѣ, значи тельное большинство, зависятъ отъ архангельскихъ купцовъ, у которыхъ они кредитуются. Архангельскъ покупаетъ отчасти у нпхъ рыбу въ копдѣ лѣтняго улова. Много прикаіциковъ пріѣз- жаютъ пзъ Вологодской губ. для закункп рыбы. Мезенскіе и Тер- скіе хозяева иріобрѣтаютъ товары п провіантъ также у архап- гельскихъ купцовъ; даже сѣверные финляндцы Улеаборгской губер- ніп покупаютъ очень часто хлѣбъ въ Архангельск'!;, откуда этотъ хлѣбъ доставляется на судахъ терскпхъ хозяевъ въ д. Княжна, а оттуда провозится въ Улеаборгскую губ. Изъ этого ясно, какое важное коммерческое значеніе пмѣетъ Архангельскъ, какъ хлѣб- ный отпускной ринокъ н какъ рынокъ сбыта рыбы. А отъ помо- ровъ-хозяевъ завпсятъ поморы-крестьяне, которые состоять всегда въ неоплатныхъ долгахъ у нпхъ, забирая товары п провіантъ въ долгъ въ счетъ будущихъ заработковъ на Мурмапѣ. Зависимость эта усугубляется еще вслѣдствіе нерадѣнія архангельскаго продо вольственная) комитета, который снабжаетъ Поморье и Карелію всегда недостаточнымъ количествомъ хлѣба, прнчемъ п этотъ-то хлѣбъ, вслѣдствіе злоупотребленій волостного начальства, скупается кулаками п перепродается ими обратно въ казну во время частыхъ на Сѣверѣ голодовокъ; такъ что хл'®5ъ въ частныхъ рукахъ ока зывается всегда дешевле, нежели казенный. Чтобы умалить ком мерческое значеніе Архангельска, необходимо создать гдѣ-нпбудь новый коммерчески! центръ. Г. Руднпцкій, проэктируя Бѣломор- скую желѣзпую дорогу изъ Кеми, полагаетъ возможпьтмъ создать искуствешшмъ образомъ коммерческій центръ въ г. Кеми. Не го воря о томъ, какъ это трудно, проэктъ г. Рудннцкаго рѣшптель- но не осуществішъ, потому что г. Кемь окруженъ болотами, но которымъ рѣшптельно невозможно провести желѣзную дорогу. Сло- вомъ это такой проэктъ, къ которому мы не будемъ возвращаться. И такъ, роль архангельскихъ купцовъ не легко устранима. Не всегда, разумѣется, желѣзная дорога вліяетъ на уменьшение цѣны на провозимый но дорогѣ товаръ. Цѣны на хлѣбъ зависятъ отъ урожаевъ во внутрениихъ губерніяхъ Россіи. Но мы слышимъ часто, что въ то время, когда въ прпволжскихъ губерніяхъ насту пает* голодъ, въ Сибири бываетъ до такой степепи хорошій уро жай, что сибиряки жалуются, что некуда сбывать хлѣбъ; поэтому съ большею вѣроятностію можно сказать, что судьба Поморья и •N" 4. Отдѣлъ II. 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz