Максимов, Н. В. О северных делах и делишках // Русское богатство : ежемесячный литературный и научный журнал. – Санкт-Петербург, 1893. – № 4 (апр.). - С. 33-64.

48 РУССКОЕ БОГАТСТВО. нодводахъ. Ужели можно думать, что съ устройствомъ канала купцы и промышленники будутъ коптить весь уловъ и ожидать слѣдующей весны, чтобы отправить селедку по каиалу? Этимъ заключеніемъ можно и покончить съ проэктомъ соору- жеиія Бѣломорскаго канала, котораго не хотятъ даже лѣсопро- мышленники с. Сороки н г. Кемп, потому что для нихъ выгоднѣе сплавлять лѣса по теченіямъ рѣкъ. Выга и Кеми своими сред­ ствами, нежели пользоваться услугами канала для отправки до- сокъ въ Петербургъ съ поминутными перегрузками и накладными расходами на пути, съ цѣлью за семь верстъ киселя хлебать, что­ бы только увеличить цѣнность матеріала, тогда какъ иностран­ ные пароходы ириходятъ сами въ с. Сороки и въ г. Кемь и гру ­ зятся лѣсомъ для заграничнаго рынка. Зачѣмъ этому дѣсу идти на ІІетербургъ? Вторая партія сѣверянъ, крайне заинтересованныхъ соедине- ніемъ Сѣвера съ системою внутреннпхъ путей сообщенія, сосредо­ точивается въ г. Архангельскѣ, въ лицѣ архапгельскаго купече­ ства. Они отрицаютъ иеобходпмость сооруженія Бѣломорскаго к а ­ нала п х од ат ай ствую т о проведеніи желѣзной дороги пзъ Вятки на Котласъ, что стоитъ на Сѣверной Двпнѣ. А партія олонец- кпхъ земцовъ доказываетъ несостоятельность ихъ ироэкта и до ­ могается канала; а г. Рудницкій выступилъ теперь съ новымъ проэктомъ Бѣломорской желѣзной дороги. Прежде, чѣмъ привести сущность ходатайства архангельской партіп, слѣдуетъ выяснить роль архангельскнхъ купцовъ но отпо- шенію пхъ ко всему Поморью. ГІоморьемъ называется берегъ Бѣ- лаго моря отъ с. Нюхча до Сумскаго посада п отъ Сумскаго посада до начала Терскаго берега. Противоположный берегъ, т. е. восточный, относится къ Мезенскому краю. Всѣ жители По­ морья, Мезенскаго берега, Терскаго и Мурманскаго — всѣ они пе занимаются хлѣбопашествомъ. Г. Кемь разобщенъ отъ Фин- дяндіи, гдѣ существуютъ желѣзныя дороги, вслѣдствіе соиершен- наго отсутствія путей сообщенія. Но Кемской Кареліи можно ѣздить только зимою съ конца октября, когда болота промерз­ нуть достаточно, чтобы можно было ѣздить по ннмъ, не рпскуя потерять лошадь. Птакъ, центральный нунктъ Поморья, окру- женный болотами, разобщается даже съ сосѣднпми селами во вре­ мя осеннихъ и весеннпхъ расиутицъ, продолжающихся иногда мѣсяца по два. Архангельскъ служилъ всегда Поморью, Терскому берегу, Мезенскому и Мурманскому — центральнымъ рыикомъ и главнымъ складочнымъ мѣстомъ для хлѣба, нодвозпмаго весною, лѣтомъ п осенью, смотря по ходу дѣлъ, изъ Вологодской губ. по Сѣвернои Двинѣ. Во всякомъ поморскомъ городѣ, во всякомъ се- лѣ и въ каждой деревнѣ проживаютъ кулаки-поморы, судовла- дѣльцы, подымающіе народъ на Мурманскій берегъ на рыбный промыселъ. На Терскомъ берегу живутъ скупщики семги, а на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz