Максимов, Н. В. О северных делах и делишках // Русское богатство : ежемесячный литературный и научный журнал. – Санкт-Петербург, 1893. – № 4 (апр.). - С. 33-64.
48 РУССКОЕ БОГАТСТВО. нодводахъ. Ужели можно думать, что съ устройствомъ канала купцы и промышленники будутъ коптить весь уловъ и ожидать слѣдующей весны, чтобы отправить селедку по каиалу? Этимъ заключеніемъ можно и покончить съ проэктомъ соору- жеиія Бѣломорскаго канала, котораго не хотятъ даже лѣсопро- мышленники с. Сороки н г. Кемп, потому что для нихъ выгоднѣе сплавлять лѣса по теченіямъ рѣкъ. Выга и Кеми своими сред ствами, нежели пользоваться услугами канала для отправки до- сокъ въ Петербургъ съ поминутными перегрузками и накладными расходами на пути, съ цѣлью за семь верстъ киселя хлебать, что бы только увеличить цѣнность матеріала, тогда какъ иностран ные пароходы ириходятъ сами въ с. Сороки и въ г. Кемь и гру зятся лѣсомъ для заграничнаго рынка. Зачѣмъ этому дѣсу идти на ІІетербургъ? Вторая партія сѣверянъ, крайне заинтересованныхъ соедине- ніемъ Сѣвера съ системою внутреннпхъ путей сообщенія, сосредо точивается въ г. Архангельскѣ, въ лицѣ архапгельскаго купече ства. Они отрицаютъ иеобходпмость сооруженія Бѣломорскаго к а нала п х од ат ай ствую т о проведеніи желѣзной дороги пзъ Вятки на Котласъ, что стоитъ на Сѣверной Двпнѣ. А партія олонец- кпхъ земцовъ доказываетъ несостоятельность ихъ ироэкта и до могается канала; а г. Рудницкій выступилъ теперь съ новымъ проэктомъ Бѣломорской желѣзной дороги. Прежде, чѣмъ привести сущность ходатайства архангельской партіп, слѣдуетъ выяснить роль архангельскнхъ купцовъ но отпо- шенію пхъ ко всему Поморью. ГІоморьемъ называется берегъ Бѣ- лаго моря отъ с. Нюхча до Сумскаго посада п отъ Сумскаго посада до начала Терскаго берега. Противоположный берегъ, т. е. восточный, относится къ Мезенскому краю. Всѣ жители По морья, Мезенскаго берега, Терскаго и Мурманскаго — всѣ они пе занимаются хлѣбопашествомъ. Г. Кемь разобщенъ отъ Фин- дяндіи, гдѣ существуютъ желѣзныя дороги, вслѣдствіе соиершен- наго отсутствія путей сообщенія. Но Кемской Кареліи можно ѣздить только зимою съ конца октября, когда болота промерз нуть достаточно, чтобы можно было ѣздить по ннмъ, не рпскуя потерять лошадь. Птакъ, центральный нунктъ Поморья, окру- женный болотами, разобщается даже съ сосѣднпми селами во вре мя осеннихъ и весеннпхъ расиутицъ, продолжающихся иногда мѣсяца по два. Архангельскъ служилъ всегда Поморью, Терскому берегу, Мезенскому и Мурманскому — центральнымъ рыикомъ и главнымъ складочнымъ мѣстомъ для хлѣба, нодвозпмаго весною, лѣтомъ п осенью, смотря по ходу дѣлъ, изъ Вологодской губ. по Сѣвернои Двинѣ. Во всякомъ поморскомъ городѣ, во всякомъ се- лѣ и въ каждой деревнѣ проживаютъ кулаки-поморы, судовла- дѣльцы, подымающіе народъ на Мурманскій берегъ на рыбный промыселъ. На Терскомъ берегу живутъ скупщики семги, а на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz