Максимов, Н. В. О северных делах и делишках // Русское богатство : ежемесячный литературный и научный журнал. – Санкт-Петербург, 1893. – № 4 (апр.). - С. 33-64.

46 РУССКОЕ БОГАТСТВО. Б . отвѣчалъ телеграммою: «серебро-мѣдно-свпнцовыя залежи за ­ явите мое имя, мои капиталы. Постройку завода иріостановите. Обратите все вииманіе на золото». Никакого золота и никакихъ серебро-мѣдпо-свипцовыхъ залежей на мѣстѣ, разумѣется, не ока­ залось, какъ ііо т о м ъ убѣдился въ этомъ г. Б. Г-нъ Н. и не ду- малъ приступать къ постройкѣ завода. Ему ничего не оставалось болѣе, какъ бѣжать. Онъ бѣжалъ съ Урала па Сѣверъ. Здѣсь обманулъ админнстрацію въ качествѣ какого-то члена содѣйствія чему- то. Ему было поручено какое-то дѣло на Новой Землѣ въ связи съ промыслами самоѣдовъ. Дѣло кончилось тѣмъ, что г. II. вывезъ съ Новой Земли на пароходѣ Мурманскаго товарищества нѣсколько пудовъ гагачьяго пуха (очень дорогого матеріала) и исчезъ съ Сѣвера; но дорогѣ обманулъ еще политическаго ссыль-- наго, обѣіцавъ ему мѣсто у г. Б. въ Сибири. Ссыльный получилъ уже разрѣшеніе о переводѣ, какъ контора г. Б . дала ему знать, что она не имѣетъ никакихъ отношеній къ г. Н .,—личности сом­ нительной и вполнѣ предосудительной. Не приписывая, разумѣется, столь гнусныхъ побужденій оло- нецкимъ прожектерамъ канала п желѣзпон дороги, я хочу только сказать, что черезчуръ энергическія изысканія съ цѣлыо найтн богатства во что-бы то нн стало прнводятъ къ недоразумѣніямъ. Вѣдь чего только не наговорили прожектеры Бѣломорскаго канала! Они помнятъ хорошо, что когда правительство начало постройку разныхъ желѣзныхъ дорогъ въ Госсіи, то оно иреслѣдовало пре­ имущественно стратегпческія дѣлн.Прожектеры, памятуя объ этомъ, выдвинули на первый нланъ стратегическія соображепія: они на­ помнили о блокадѣ Архангельска англо-французскою эскадрою въ 1854 1 '., о бомбардпровапіп англійскпмъ корветомъ «Миранда» города Кольт, относительно котораго въ народѣ говорятъ такъ: «Кола въ трехъ верстахъ отъ ада», или: «съ одной стороны мо­ ре, съ другой— горе, съ третьей—мохъ, съ четвертой— охъ!» Исто- рическіе эти прпмѣры ничего, разумѣется, не доказали, кромѣ развѣ того, что англичане должны были убѣдиться, что Кола дѣиствительно въ трехъ верстахъ отъ ада и не стоитъ ни гроша, н городъ былъ ими сожженъ папослѣдокъ. Но для прожектеров* Бѣломорскаго канала эти ужасы необходимы въ доказательство того, что съ постройкою 9-ти футоваго канала въ Бѣлое море мож­ но будетъ перевозить цѣлыя эскадры. Какія это эскадры можно было-бы перевозить по каналу въ 9 футъ глубиною? Иамъ гово­ рятъ: канонерки, миноноски, команды съ кораблей, запертыхъ въ Балтійскомъ морѣ. Намъ говорятъ: не забывайте, что мы можемъ оказаться въ запертомъ состояпіи на сѣверѣ въ пролнвѣ Бельта, на югѣ—въ Босфорѣ н па дальнемъ востокѣ—со стороны Яион- скаго моря—Квельпартомъ. И только одно лишь Бѣлое море имѣетъ свободный выходъ. Да куда намъ рваться-то? Отъ Бѣлаго моря, говорятъ намъ, до береговъ Ирландіи всего шесть дней

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz