Максимов, Н. В. О северных делах и делишках // Русское богатство : ежемесячный литературный и научный журнал. – Санкт-Петербург, 1893. – № 4 (апр.). - С. 33-64.
46 РУССКОЕ БОГАТСТВО. Б . отвѣчалъ телеграммою: «серебро-мѣдно-свпнцовыя залежи за явите мое имя, мои капиталы. Постройку завода иріостановите. Обратите все вииманіе на золото». Никакого золота и никакихъ серебро-мѣдпо-свипцовыхъ залежей на мѣстѣ, разумѣется, не ока залось, какъ ііо т о м ъ убѣдился въ этомъ г. Б. Г-нъ Н. и не ду- малъ приступать къ постройкѣ завода. Ему ничего не оставалось болѣе, какъ бѣжать. Онъ бѣжалъ съ Урала па Сѣверъ. Здѣсь обманулъ админнстрацію въ качествѣ какого-то члена содѣйствія чему- то. Ему было поручено какое-то дѣло на Новой Землѣ въ связи съ промыслами самоѣдовъ. Дѣло кончилось тѣмъ, что г. II. вывезъ съ Новой Земли на пароходѣ Мурманскаго товарищества нѣсколько пудовъ гагачьяго пуха (очень дорогого матеріала) и исчезъ съ Сѣвера; но дорогѣ обманулъ еще политическаго ссыль-- наго, обѣіцавъ ему мѣсто у г. Б. въ Сибири. Ссыльный получилъ уже разрѣшеніе о переводѣ, какъ контора г. Б . дала ему знать, что она не имѣетъ никакихъ отношеній къ г. Н .,—личности сом нительной и вполнѣ предосудительной. Не приписывая, разумѣется, столь гнусныхъ побужденій оло- нецкимъ прожектерамъ канала п желѣзпон дороги, я хочу только сказать, что черезчуръ энергическія изысканія съ цѣлыо найтн богатства во что-бы то нн стало прнводятъ къ недоразумѣніямъ. Вѣдь чего только не наговорили прожектеры Бѣломорскаго канала! Они помнятъ хорошо, что когда правительство начало постройку разныхъ желѣзныхъ дорогъ въ Госсіи, то оно иреслѣдовало пре имущественно стратегпческія дѣлн.Прожектеры, памятуя объ этомъ, выдвинули на первый нланъ стратегическія соображепія: они на помнили о блокадѣ Архангельска англо-французскою эскадрою въ 1854 1 '., о бомбардпровапіп англійскпмъ корветомъ «Миранда» города Кольт, относительно котораго въ народѣ говорятъ такъ: «Кола въ трехъ верстахъ отъ ада», или: «съ одной стороны мо ре, съ другой— горе, съ третьей—мохъ, съ четвертой— охъ!» Исто- рическіе эти прпмѣры ничего, разумѣется, не доказали, кромѣ развѣ того, что англичане должны были убѣдиться, что Кола дѣиствительно въ трехъ верстахъ отъ ада и не стоитъ ни гроша, н городъ былъ ими сожженъ папослѣдокъ. Но для прожектеров* Бѣломорскаго канала эти ужасы необходимы въ доказательство того, что съ постройкою 9-ти футоваго канала въ Бѣлое море мож но будетъ перевозить цѣлыя эскадры. Какія это эскадры можно было-бы перевозить по каналу въ 9 футъ глубиною? Иамъ гово рятъ: канонерки, миноноски, команды съ кораблей, запертыхъ въ Балтійскомъ морѣ. Намъ говорятъ: не забывайте, что мы можемъ оказаться въ запертомъ состояпіи на сѣверѣ въ пролнвѣ Бельта, на югѣ—въ Босфорѣ н па дальнемъ востокѣ—со стороны Яион- скаго моря—Квельпартомъ. И только одно лишь Бѣлое море имѣетъ свободный выходъ. Да куда намъ рваться-то? Отъ Бѣлаго моря, говорятъ намъ, до береговъ Ирландіи всего шесть дней
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz