Максимов, Н. В. О северных делах и делишках // Русское богатство : ежемесячный литературный и научный журнал. – Санкт-Петербург, 1893. – № 4 (апр.). - С. 33-64.
О СѢВЕРНЫХЪ ДѢЛАХЪ И ДѢЛИШКАХЪ. 43 берегу Онеги мраморъ грузятъ на суда, которыя и доставляютъ его въ Петербурга. Нельзя сказать, что доставка мрамора этимъ нутемъ удобна, нринпмая во вппманіе частыя перегрузки огромныхъ кусковъ, а сдѣдовательно, и накладные расходы на товаръ. Но изъ дальнѣй- шпхъ разговоровъ съ г. Егоровымъ я узналъ, что есть проэктъ конно- желѣзной дороги, полезной для разработки мраморпаго дѣла. Эта дорога можетъ идти отъ Бѣлогорскаго мраморнаго кр яж а до озера Сандалъ, на разстояніи двухъ верстъ. Потомъ нзвѣстепъ путь отъ Сандала до Онежскаго озера на разстояпіи также всего лишь двухъ верстъ и 170 саженей. Стоимость дороги вмѣстѣ съ при станями и караулками онредѣляется въ 27,000 руб. Если ком- нанія «Лабрадоръ» захотѣла-бы приступить къ разработкѣ мра мора, пока единственнаго виднаго источника мпиеральнаго богатства въ краѣ, то^ нравильнѣе было-бы, если-бы опа выстроила на свой счетъ упомянутую конно-желѣзную дорогу, нежели разсчитывать на постройку какого-бы то ни было пути на казенныя средства, единственно для выгоды компаніи «Лабрадоръ». И такъ, нельзя но совѣстн увѣрять публику, что Заонежскій край, при эксплоатаціи его минеральнаго богатства, вытѣснитъ пзъ сѣверо-западнаго раіона Россіи заграничное желѣзо, чугунъ, сталь и разныя подѣлки, привозимыя нынѣ въ Россію. Не надо забывать, что у насъ есть еще Уралъ, который будетъ конкур- рировать сильно съ Олонецкимъ краемъ, если предположить, что въ Олонецкомъ краѣ разовьется эксплоатація желѣза до баспо- словныхъ размѣровъ, на которые разсчитываютъ прожектеры Бѣло- морскаго канала. Но путь съ Урала связываетъ свою судьбу съ нроэктомъ наиравленія Вятско-Двинской желѣзной дороги, если нашему уральскому минералу суждено идти на заграничный ры- нокъ. А объ этомъ пути—рѣчь впереди. Стараясь опредѣлить, почему наши сѣверныя богатства не оиравдываютъ на дѣлѣ тѣхъ ожиданій, которыя возлагаютъ на нихъ разные крикуны и болтуны,—приходится придти къ заклю- ченію, что на Сѣверѣ рыбные промыслы, для дальнѣйшаго сво его успѣха, должны быть непремѣнио отдѣлены отъ каииталисти- ческихъ операцій; а каииталистическія операціи должны вы- ра?каться только куплею—продажею п перепродажею продуктовъ промысла. Конечно, было-бы выгоднѣе для промышленниковъ, если-бы они совмѣщалн промыселъ съ продажею добытаго про дукта на конечномъ рынкѣ сбыта. Я могу привести иримѣръ изъ личнаго опыта подобной операціи. Я выудилъ собственноручно въ г. Вардэ трески въ достаточномъ количествѣ для ириготовленія бочки трески, уложилъ треску въ бочку собственноручно, носо- лилъ ее и продалъ въ Архангельскѣ. За бочку я занлатилъ 2 р. 50 коп., за погрузку на пароходъ—50 коп., фрахта—2 р. 60 коп., за право улова на чужомъ листерботѣ— 1 р. 25 коп., за соль—
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz