Любавин, Д. От Архангельска до Кандалакши и обратно // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. - 1916. - № 11. - С. 449-461 ; № 12. - С. 483-494. - В № 4 отсутствует с. 483
Л г 1 1 . и , з у ч е ш я Р у с с к а г о С Ъ в в р а . — Кеткэ чарва недшдш. — Чарва Талла редг:>.г!й. Талла Куца начагздш. Пешня Таллу стала тыкать. — Талла Куцай сталъ душить — Куцай нобйжалъ и прямо на- — Дождь огонь сталъ гасить. — Огонь камень сталъ жечь, — Камень пешню сталъ тупить, — Куцай карра.ш пампагячась Нампягачени фю... фю.. фюй.... МЛйнааъ быказь. скочилъ па палки фю...фю...фю... ( ’капка «ел. Ник. Брискинъ. НЛО г октябрь, г. Архангельск*.. Праздники въ Пинежскомъ у. , Праздники' вь Пинежскомъ уезде, какъ к по всей Руси. им1нон. -» большое значеше въ жизни народа. Я говорю здесь, конечно, не о т*хъ праздниках?.. которые празднуются церковь», а о тЬхъ, которые соблю даются у пасъ пч. деревняхъ. когда въ означенный день въ деревню собираются B e t. окрестности, а хозяева ихъ полть и кормить. Такого рода праздники справлнетъ каждая деревня несколько разъ въ годъ. оть 'А до 10. Выть можетъ. прежде таше праздники были хорошимъ развлече- шемъ носелянъ, когда они. собравшись, могли поделиться между собою вестями, а теперь они являются лишь поводомт. т . разврату, пьян ству. хулиганству и, кроме того, ложатся тяжелымъ бремеиемъ на кар манъ населсмпя. Прежде праздникъ собирался исключительно изъ вс^хъ своихч. принаговъ и развё только лакомства покупались на стороне, теперь же онъ весь покупной и обходится на среднюю семью около 10 рублей. Побогаче и большое семейство тратить на праздникъ до 20 рублей. В ь среднемъ таше праздники обходятся дому со среднимъ достатком!, и малымъ количеством !, людей отъ 5(1 до .100 рублей въ годъ, не считая ноторнннаго времени. Большинство ираздниковъ приурочено къ церковным ! . напримеръ, нрестолт. храма; а также справляются: Святки, масленица, Пасха, Ивановские и Петровсше. когда каждая де ревня ноочереди обязательно празднует!, свой день. Кроме отихъ праздником есть еще по одному на каждую деревню въ годъ—ото .канунъ". который обыкновенно празднуется .тМомъ. По разсказамъ стариков!, зти праздники стали праздновать въ память ка кого тобол ьшого надежа скота in. деревне. Нъ втотъдепь прежде, будто бы. доставали деревянный огонь трешемъ дерева, что делалось всей дерев ней ноочереди въ течете песколькпхъ часовъ безостановочно. Когда показывался дымъ. то черезъ него прогоняли весь осташшнся скоть, которым, будто бы. после этого больше не нал’!-. В ъ память этого собы- пя .поть юнь празднуется особенно o t i . bc .I ix t , другпхъ праздниКовъ. На м’Ьсч 1; собтшн устроена часовенка и сюда ежегодно бываетъ крест- '•*>ный ходе. а нотомъ кронлешо скота святой водой. Населен!» въ мтоть . день сообща „.шромъ1* парить въ общественном!, котле ново, которое после обеда въ праздникъ пыотъ сообща и полть обильно нсЬхъ при ходящих!.. Па второй день праздника около пива еще собирается общая складынл па водку или идетт. прониваше общественных!, депегъ. з
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz