LombergM_Iz-Ломберг М. Из воспоминаний о службе в Архангельской губернии.

по вид еть этотъ д в о р ец ъ среди 4— 5 из бушо in. б е дной г л у х ой д е р е в н и , о тъ которой до ближ айшего почтоваго отд е легн я б о л ьш е с т а в е р с т ъ . Отъ Ким а с ъ -О зе р а до Вокн ав олок а ( н а г р а н и ц е с ъ Финляндией, к а к ъ и Кимасъ -о зеро ) 100 в е р с г ь . З д е с ь ш к о л а в о в с е н е „ у ч и л а с ь " , потому что нрежшй с в ящ еп н и к ъ у б х а л ъ ещ е л'Ьтомъ, а новый только что н ^ е х а л ъ . Когда я п р иш ё л ъ к ъ с в ящ е н н и к у , о т . и ж е н а его , об а совсЬ.мъ юные, сидели въ при хож ей на с у н д у к е , п е р е д ъ к о т о рым ъ па широкой ск ам ь е стоялъ кипящШ с ам о в а р ъ . Ни к а кой дру гой м еб ели л не заме ти л1». — 13о тъ п о л ож еш е ,— сказалъ с в ящ е н н и к ъ : n p ie x a .in з а |тысячу верстъ съ однимъ сундучкомъ, а т у т ъ пустой домъ ла ещ е всю зиму не топленый. З ан яли у с о с ед ей дровъ , вотъ эту с к ам е й к у и п о к а жи в ем ъ въ передней. Нужн о ск азать, что въ Архангельской г у б е рш и п ри ч т о вы е дома обязаны строить и р емон тиро в ать н а св ой с ч е г ь п р и х ож а н е . Понятно, дома строятся в о е -к а к ъ , а добиться о тъ к р е с т ь я н ъ р ем о н т а оч ен ь т р у д ­ но и въ п р ав о сл ав пых ъ нр и х о д а х ъ , не г о в о р я уж ъ о с т а р о в е р ч е с к и х ъ . Поговорили мы со св яш енни к омъ о ш к о л е п р еш и л и т а к ъ , что до л е т а бу д еп . учить ж е н а св ящ енни к а, о к ончи вш а я enapxia.nbiioe у чил и ­ ще, а съ осени нужно п ри слать особаго учителя. По следняя ш к о л а бы л а въ бо лы помъ с е л е У х т е , админи с тр а тив- помъ ц о ш р е К а р е лш , та къ к а к ъ зд е с ь ж и в е т ъ е д ин ст в енны й в ъ к р а е представитель власти ур я д н и къ . Сюда паезжато тъ и з ъ Кеми и д р у п е чи­ новники. Ухтинцы г о в о р я т ъ по-русски лу чш е , ч е м ъ оби т ат ели д р у г и х ъ п о с ещ ен ны х ’!, мною д е р ев ен ь . С в ящ еп н и к ъ т а к ж е почти п е п о сЬщ алъ школы, хотя пе со зн ава л ся въ этомъ и ув'Ьрялъ, будто к а р е л ь с ю я д е ти т а к ъ глупы, что нхъ трудно чему нибудь научи ть. Во звр ащ а ясь и зъ школы , я у с лыш а л ъ въ одномъ д о м и к е г у л ь д е тс ки хъ голосовъ и з аш е л ъ туда. В ъ небольшой к ом н а т е си д е л о за тремя партами около двадцати к а р е ло к ъ 14— 17 л е т ъ . В с ё громко ч и ­ тали часословъ. Р у с с к а я п еч ь топил ась во весь р а з в а л ъ . И з ъ со с е д н ей комнаты вышла молодая женщин а, н е п ри ч е с ан н а я , въ си т ц ев ом ъ к а п о т е . — Позвольте спроси ть, вы учительница? — Я жен а у р я д н и к а и учительница. — Чему -же зд е с ь учатъ? — Читать по-славянски и по-русски и писать. — Сначала по-русски? — Н е т ъ , сн ачал а по-славянски. — А говорить по-русски учите? — Н е т ъ . — Д л я чего-же то гд а грамота? Е с л и к ак а я п о е д в т ъ въ Pocciio, выучи тс я т а м ъ г о в о р и т ь , г р а ­ мота пригодится. — Отчего у в а с ъ сл авян ское чтеше прежде р у сс к аго ? Б а тюш к а т а к ъ н рн к аза лъ , чтобы о н е п о с к о р е е могли въ ц е р ­ кви читать. Я простился и уш е л ъ . П а мой взглядъ , карелы несимпатичны.' оч ен ь лю б я т ъ ж а л о в а т ь с я на свою бедность, па чиновпиковъ и с в ящ он н и к о в ъ , злословить и н а ­ см е х а т ь с я . Ж и з н ь и х ъ , конечно, трудна: при небольшой площади у д о б ­ н а я земли своего х л е б а всегда мало, не говоря уже о ч а с ты х ъ н е у р о -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz