Кузнецова, В. Е. Поморская частушка // Наука и бизнес на Мурмане. - 2012. - № 1 (72). - С. 57-63.
\ i .illfei У У . щ |!|ii В. E. КУЗНЕЦОВА Поморская частушка Н а Терском берегу с фольклорными изыска- ниями-исследованиями Дмитрий Михайло вич Балашов побывал не раз, исходил много сёл —до Варзуги, до Кузомени, до Чапомы дошёл. А до Поноя не добрался. Заворожило песенное село Варзуга песнями поморскими, сказами бы линными. Помнили ещё жёнки поморские об ряды свадебные, песни венчальные, плачи да при четы, приговоры да частушки. Вот и набрались те запевы для книги «Русские свадебные песни Терского берега Белого моря»1. Юлия Евгеньевна Красовская и Дмитрий Михайлович Балашов в книге не только обряды описали, тексты песен дали, но и нотную запись каждой песни записали. Времена пошли другие —и с ростом грамотно сти устное народное творчество пошло на убыль. Всё реже звучат старинные народные песни. Нет песен, нет былин, нет сказок. А с разорением де ревень — и совсем пошло на убыль песенное на родное творчество. «Только в Варзуге я понял, что такое настоящая русская культура», —сказал Дмитрий Михайлович Балашов. Эти слова и выведены на мемориальной доске Дмитрию Балашову в Варзуге. В честь зна тока слова русского, ценителя культуры помор ской песенной была открыта эта доска 13 сентября 2003 года. Ушло в небытие загубленное властями помор ское село Поной. Но живёт оно в моей памяти жи выми голосами поноян, песнями народными да частушками поморскими. Песни старинные зати хали, а частушка выжила благодаря своей опера тивности, озорству, мгновенной реакции на жизнь и шла в ногу с веками. Николай Старшинов отмечает, что оператив ность частушки была подмечена ещё в книге «“ Рос сия” (Полное географическое описание нашего Отечества)», вышедшей в 1889 году под редакцией П. П. Семёнова-Тян-Шанского: «Содержание ча стушек весьма разнообразно: в них народ, хотя и поверхностно, откликается на все явления совре менной жизни, высказывает им своё сочувствие или не сочувствует, критикует их, иронизирует над ними»1. Ещё более ощутимый вклад в дело утверждения частушки как жанра внёс замечательный учёный, философ, священник Павел Александрович Фло ренский, выпустивший в 1909 году в Костроме брошюру «Собрание частушек Костромской гу бернии Нерехтского уезда», не только собравший их, но и написавший к этому изданию прекрасное предисловие. Кстати, в этом предисловии, напи санном почти 100 лет назад, Флоренский выс казал такое опасение: «Возможно, что лет через 10—15 не останется и следа от многих бесценных сокровищ фольклора, которыми владеет наша Родина. Пока можно ещё, пока есть время, надо сохранить, что успеем...»2 Тревога Флоренского за судьбу «бесценного со кровища фольклора» оказалась поистине проро ческой. И поклон низкий Дмитрию Балашову и 1Балашов Д. М., Красовская Ю. Е. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря. —Л., 1969. 'Старшинов К. Частушка.-Литература. —№ 19,- 1989.-С. 14. 3Флоренский П. А. Частушка. - Слово. - № 12. - 1989.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz