Кузнецова, В. Е. Поморская частушка // Наука и бизнес на Мурмане. - 2012. - № 1 (72). - С. 57-63.

58 НОСТАЛЬГИЯ ПО ПОНОЮ Юлии Красовской, успевшими записать свадеб­ ные песни Беломорья, поклон и другим исследо­ вателям поморского фольклора. Но о частушках — увы — написано немного. О поморской частушке, в частности. Не дошли экспедиции фольклорные до Поноя. А к 1970 году село объявили неперспективным. Село, стоящее на берегу реки Поной, впадающей в Белое море, относится к Терском берегу. Песенное село. По выговору и стати чуть иное. Недаром говаривали: норов понойский, говор московский, а лукав­ ство — поморское. В Поное частушки пели и своего сочинения, и те, что пела вся страна. И в 30-е годы были частушки вообще-то признаньі официально. Но народ в этих «узаконенных» ча­ стушках выглядит туповато. К народному творче­ ству, я думаю, отнести их нельзя. Скорее, это ча­ стушки «по заказу». Вот частушки «на злобу дня» из посёлка Териберка: Кулака мы победили, А священник присмирел. Нет вреда от мироедов, Есть простор для наших дел. Или частушки 1934 года (Териберка): Обучили нас в ликбезе. Переходим в Ш К М \ Власть Советская настала. Не останемся без дел. * * * Сеет, пашет, боронит Трактор в нашем поле. Ваня смотрит, говорит: «Кончилось бездолье!» * * * Трактор сеет, трактор пашет. Тракторист руками машет. Ты руками не маши. Лучше полосу паши. Ни образности, ни остроты, ни юмора, ни жизни нет в этих частушках. Всё банально, без­ дарно... А народ напевал свои, неподцензурные, не прикормленные с барского стола частушки: Едет Ленин на телеге И котомка на боку. — Ты куда, Володя, едешь? — Реквизировать муку. *** Берия, Берия Не оправдал доверия. А товарищ Маленков Надавал ему пинков. ' Ш КМ - школа крестьянской молодёжи. Петь такие частушки было опасно, за них испол­ нители получали немалые сроки. Мой отец за эту частушку получил 10 лет и был отправлен в Архан­ гельский ГУЛАГ, где и встретил свой смертный час. Да, в 60-е — 70-е годы сочинялись частушки и для «чужого слуха», и для души русской: Не пошли к попу венчаться. Без аналоя обошлись. Лиш ь решили расписаться, Вот и всё, как мы сошлись. * * * По старинке жить не будем. Ходим всей семьёй в кино. В доме тоже перемены: Радио проведено. Какая скука! Разве это фольклор? А вот настоящая поморская частушка, в кото­ рой виден и характер человека, его темперамент и улыбка народа: Я любила и люблю С пароходика Илью. Сколь хороший, сколь баской Илюша ростом небольшой. * ** Я любила гада, Уважала гада. У него — у гада Целая бригада. Поморская частушка отразила и быт, и работу, и душу, и природу. Сколько частушек о море. Тер­ ский берег —он к морю прилёг, море кормит его: Кабы я была богата, Откупила бы дружка. Не спустила бы на Мурман, На приглубы бережка. В старинных поморских частушках о море слы­ шится то острая горечь недавнего прощания, то наивная досада, что нет рядом милого, то зависть к подруге, у которой «дроля» дома, то стремление послать о себе весть с птицей милому, находяще­ муся неизвестно где —«далеко за морями», узнать от ветра о его судьбе: Зябнут ножки ото льдинки, Ручки — от наживочки. Не видала я милого, Кроме вечериночки. *# * Была я у морюшка, Видела погодушку. Ещё крутые бережка, Хожу без милого дружка.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz