Книпович, Н. М. О ходе работ научно-промысловой экспедиции на Мурмане зимой 1898-99 г. : [(доклад 27-го марта 1899 г.)]. Предварительное сообщение о работах экспедиции для научно-промысловых исследований на Мурмане в течение летних месяцев 1899 г. : [(доклад 8-го октября 1899 г.)] / [соч.] начальника экспедиции Н. М. Книповича ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. - Санкт-Петербург : Типография И. Гольдберга, 1901. - [2], 39 с. : ил.

— 18 — П. Л. Фнрлѳй. Временно принимали учаотіе вт- работахъ съ разрѣ- шенія начальника экспедиціи д-ръ Вальтѳръ и П. Ю. ПІмидтъ. Условіл работъ главной экспедиціи: существенно отличались во всѣхъ отношѳніяхъ отъ тѣхъ условій, въ которыхъ приходи­ лось вести работы экспедиціи развѣдочной. Эта послѣдння располагала, какъ я имѣлъ уже случай ука ­ зывать въ монхъ прежнихъ сообщѳніяхъ, лишь небольшой пару ­ сной шхуной „Поморъ“ . Кром-Ъ того, въ теченіе лѣтнихъ мѣсяцевъ 1898 г. экспедиція, благодаря любезности архангельскаго губерна­ тора А. П. Энгельгардта, имѣла возможность пользоваться иногда для своихъ работъ маленькимъ административнымъ пароходомъ „Мурманъ“ Зимою 1898—99 г. экспеднція даже и шхуной „Поморъ“ могла пользоваться не все время: въ серединѣ зимы, когда производились нѣкоторыя необходимый передѣлки на шхунѣ „Поморъ“ , экспедиція располагала для своихъ работъ лишь неболынимъ нанятымъ для акульяго Лова шлюпомъ „Стярненъ“ (около 40 футовъ длиною) ы принадлежащими шхунѣ „Поморъ“ шлюпками. Напротивъ, во время главной зкспедиціи мы располагали кромѣ топ же шхуны „Поморъ“ , во-пѳрвыхъ, сиеціально построен- нымъ для экспедиціи пароходомъ „Андрей Первозванный4', во-вто- рыхъ, тремя мелкими парусными судами: палубной сѳндмерской лодкой (Sondmorske Daeksbaad) „Рыбакъ“ и 2 лодками т и п а Даля. Конечно, парусныя суда въ работахъ главной экспедиціи играли совершенно второстепенную роль и лишь дополняли работы паро­ хода. Этотъ послѣдній оказался прѳкраснымъ судномъ съ хорошими морскими качествами, хорошимь ходомъ (обычный ходъ равняется 10 узламъ), удобными лабораторіями и жилыми помѣщеніями и очень хорошими и целесообразными прпспособленіями для нашихъ работъ. Вся длина его 151/ ширина 26, высота 13/9//, осадка 10; , ходъ 11 узловъ, машина 420 индикаторныхъ силъ, водоизмѣщеніе 336 регистр, тоннъ. Не вдаваясь въ подробности, который слишкомъ удлинили бы мое сообщеніе,отмѣчу лишь нѣкоторые наиболѣе суще­ ственные пункты: накормѣ помещается очень сильная паровая лебед­ ка для работы съ помощью рыболовнаго трала, такъ называѳмаго от- тѳртролль (ottertrawl) съ 2 стальными тросами по 1000 мѳтровъ, тол­ щиною въ 2‘/ / /. Кроме работъ съ o ttertrawl эта лебедка съ ея тросами служитъ и для работъ съ траломъ Петерсена и съ обыч­ ными большими зоологическими тралами. На передней части па ­ лубы помещается другая болѣе слабая паровая лебедка, на кото-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz