Каретников, А. А. Деревянное церковное строительство в старину на Севере России // Известия Архангельского Общества изучения Pусского Севера. - 1913. -N 2 . - С. 50-56.
1)ерг6якиое церковное шрошвельсаво h старику ка СЪверЪ Poccin*1 А рх ан гел ьска цврковио-археологичесюй комитета отм ечаетъ диад. цатипятил'Ы е своего существо ван i«, своей деятельности . П ерш дъ этотъ для нашего комитета, члены котораго добровольно несутъ свои обязан ности 031- любви къ родной старии'Ь, родному и скусству , нельзя счи тать кратковременными, но к акъ онъ ничтоженъ но сущ еству, но зада- чамъ, лежащими въ основе деятельности нерковно-архоологическаго комитета, задачамъ, простирающимся па целый стол'Ьтш, въ вечность, Объ этой относительноii кратковременности приходится очень сожалеть, потому что мпогаго, миогихъ намятииковъ дровностн, свящ еины хъ ро- ликвШ ирошлаго, мы уже не можемъ досчитаться, о ни х ъ можемъ толь ко сказать словами поэта: иО/пш ужа пита —пебреж еш емъ-ли людскимъ или изъявлешемъ милости Бож ьей—сгорели они ,— а пт далече— расхи щепы, разсеяиы но р азпнм г угламъ нашего обшпрнаго отечества, и не скоро ихъ отыщешь, если только возможно ещ е отыскать. Среди многихъ предметов!,, имеющихъ историческую и художе ственпую ценность и собраппыхъ въ др евн ехраннлнщ е до нелавпяго временя ощущался большой нробелъ: тамъ почти совсем ъ не было ма- тер1аловъ по монументальной археологш , не было того, что составляли, одну изт> главпыхъ особенностей нашей древней культуры , ценность и зиачеше которой въ определеши русской самобытности им еетъ чрезны- чайное значеше: я говорю о старомъ деревянпомъ церковпомъ зод честве, Тако]-о творческаго размаха pyccrcifi ч еловек1!, не нроявилъ, ка жется, ни на какомъ другом'ь поприщ е своей деятельности . И , воть это зодчество какъ-то оказалось въ прен ебреж ены , какичъ -то пасыи- комъ почти по всей Руси , было забыто п паброшоно: копали курганы, увлекались эллипическими древностями, занимались отгады ваш емъ тай- наго смысла манускриптовъ, а те.мъ временемъ чудесное, в ечн о живое родное искусство, которое иамъ осталось отъ нрош лыхъ в'Ьковъ, поги бало. Архангельский церковио-архсологическШ комитетъ въ последнее время тоже обратилъ сное внимаше па древнее строительство, и я дол- женъ сказать, что этотъ комитетъ какъ-то ожилъ въ р е зу л ь т ат е сонри- косповешя съ роднымъ искусством1!,, какъ-то сразу сталъ на широкую общественную иозицно въ стремлеши охранять культурный ценности, къ которымъ тянутся цепю я лапы новЪйшнго художествен па гг, бизвкуая, Но что такое древнее деревянное церковное зодчество? О ткуда оно къ намъ пришло: изъ варягъ-ли в ъ греки, наоборотъ-ли, или въ нёдрахг своей земли зародились его формы. Н а эти вопросы категорическаго о тв ета, къ сож ал ени е, дать нельзя. Судить объ HCTopin древней архитектуры па за п а д е Е вропы срав нительно не такъ трудно, потому что тамъ больше сохранивш ихся на- мятпиковъ, больше преемственности въ разработке съ течеш емъ в'Ькот самихъ стилей,— но то у пасъ. *) P ’Ji4i., пролзпесенная 9 сентября 1012 г. на торж ествен ном , aicrli но поноду ‘ib-at’tiii деятельности архангельскаго церконно-архоологическаго ком итета.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz