Каретников, А. А. Деревянное церковное строительство в старину на Севере России // Известия Архангельского Общества изучения Pусского Севера. - 1913. -N 2 . - С. 50-56.
того, к акъ отбирались земли новгородцевъ подъ власть московскаго ц аря и по м *р* расширегпя колонизаторской длительности с'Ьвврныхъ монастырей въ XV и XVI в * к а х ъ , когда начали образовываться к у л ь турные оазисы , размножились торговые и административные центры , когда увеличилось васелеШе кр ая и прочно тамъ ос*ло— вотъ тогда и явил ась потребность, нужда въ церкви, какъ попечительницы о духов- ны хъ интересах!, своихъ чадъ, к а к ъ могучаго средства въ ц-Ьляхъ мир- наго покореш я туземнаго п а с е л е т я , иросв*тл*ш я его духовны хъ гори- зоптовъ. Я не буду долго останавливаться на формахъ плановъ , нокоторымъ воздвигались д р евш е деревянны е храмы ; планы эти вызывались конструк тивными свойствами матер1аловъ и позднее в.’пяшемъ камепнаго зо д ч ества; пи буду долго останавливаться и на п о к ры и я х ъ деровшшыхъ церк вей , хотя эти покрыхпя и заслуживаю т!, того, чтобы посвятить имъ цЬлый т р а к т а тъ , скажу лишь, что строительство эго пе знаетъ авто-.' ровъ, оно эпическое, народное, к а к ъ народно „слово о полку И го р ев * ". И к акъ эносъ письменный отраж аетъ въ себ'Ь передуманное и перечув- ствовайпое пародомъ за долин промежуток!.. n c T o p in , т а к ъ и древпяя, деревянн ая церковная ар хи т ек ту р а отраж аетъ въ себ I. думы и помыслы народные въ зодчеств*: изъ покол*ш я въ nofco.rbuie, изъ одной области въ дру гую , изъ города въ городъ, изъ села въ село передавались n p i e - мы ц ерковн аго строительства, и воздвигались храмы, лучш е которыхъ у п асъ на Р у с и до сихъ поръ ещ е пе создало. Это строительное тв о р чество никогда не было застывшимъ, омертв*лымъ, наоборотъ, оно сверкало жизныо, разнообраз1емъ. Одн* формы сменялись другими лишь только тогда, когда формы т * совершили изв*етный круговоротъ , когда ими было сказано все, что можно было сказать—это была эволкнця, п еревоплощ еш е одн*хъ формъ въ д р уп я . П ервоначально заиеслн свои цр!емы на С *веръ новгородцы, эти l ip ioM u к р *п к о там ъ зас*ли . Когда, н апр ., a p x ie im c K O in . Ростовск1й Ти- х о а ъ въ 1490 г. вм*сто сгор*вш ей въ Великомъ Устюг!; церкви вел*лъ заложить церковь не по старин* кресчату, и срубили уж е до шести ря- довъ, устюж ане заволновались, постройка' была ^п о стан о вл ен а, и тотъ-же apxienncKOM'i, Тнхонъ выиужденъ быль разр*ш ить поставить церковь по старому, цруглу, о двадцати с т*н ахъ . Отсюда уже видно, что древнее строительство не было все-таки самопроизвольным'!., оно часто сталкива лось с ъ в .шш ям и извн*, была изв*стная борьба, въ которой не всегда поб*ждалъ народный гешй, создавши! ш атровыя церкви . П озди*е,около половины 17 в * к а изъ центра идутъ уже прямыя у к а зам и , какимъ не бы ть ц ерк в ам ъ : „чтобы верхи на церкви были не ш атровы е", „а гла в а на церкви пе ш атровая" или „алтарь сд*лать кругло-тройной" —постоянно говорится въ арх!епископскихъ грамотахъ. И , д*й- ствительно па С * в е р * появляются храмы но ш атровые, по паролъ и ту тъ с ум * л ъ создать образцы , свид*тельствуюпне о глубокихъ творче ски х ъ зад атк ахъ , вложепныхъ въ природу русскаго челов*ка. Однако, эти зап р ещ еш я , эти указки весьма симптоматичны. А рхи т е к т у р а пе есть что-либо самодовл*ющ ее, сущ ествующ ее пи* време ни и пространства, о н а есть дитя своего в*ка, своего народа, и на ней, к а к ъ я ужо говорилъ , перипетш жизни нацШ такъ или иначе не мо- гу тъ не отраж аться. Въ то время, когда особенно усиленно вносился въ архи т ектуру ф ерментъ въ вид* отрицательпыхъ постаповлешй, в ъ э т о самое врем я, к а к ъ известно, въ церкви ки п*л а борьба, отголоски которой чув
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz