Цейтлин, Г. Знахарства и поверья в Поморье: очерк из быта поморов // Изв. Арханг. О-ва изучения Рус. Севера. - 1912. N 1. - С. 8-16. - N 4. - С. 156-165.
л: i. ИзьТ.снм Л. хангс.ц.екат Общества 14 . Мышка-игрушка, ты подшутила падь рабомъ божьимъ, младен цем!. (имя). И раба божьи (имя) отшучу падь тобой. На ко топорокъ. та ножичикъ да палочку и работал но нею ночь. Не спи, и дай рабу божьему младенцу спать. II будьте мои словеса крЬнки и емки. Во имя Отца и Сына и Снятаго Духа. Аминь“ . При этом]. д'Ьлаетсн изъ дерева маленыой топорикъ, иожикъ и па лочка. которые кладутся на ночь подъ подушку ребенка. „Горожу огороду крутомт. этого раба божьяго младенца (имя) отъ земли н до неба, обкладиу. булатну, жо.гЬзну камепну, чтобы не бра ли прицы, призоры, людсюе оговоры, люди посторопны и отцовы-мате- рпны худыи думы. Но ими Отца и Сына и Снятаго Духа. Аминь". При этомъ безушон иголкой обводить вокругъ подушки, па кото рой спитъ ребенокь раза и оставляют!, ее гдЬ пибудь нъ подушк'Ь. „Зори-зореница, красна дГ.вица, возьми у младенца, раба божьяго шмя) ночной нот. и дай ему ночной со т .. Но имя отца и Сына и Сня таго Духа. Аминь". „РЬка-Д'Ьвица. вода-кормилица, благослови patffc божьей матери (имя) для раба божьяго младенца <им»). Не для ради хитрости, не для ради мудрости, а для р iди великой божьей милости. На л-Ьвось—на здра- в!в и на доброе здоронье“ . ------- Но мало мйста у.тЬляетъ фантаз 1 'я помора и Еросу. Не говоря уже о безконечномъ числЪ длинныхъ и полныхъ ноэзш поморскихъ ntcem., сказокъ, нослоннцъ и частушекъ, in. которыхъ поморская молодежь восп’Ьвантъ любовь, приходится отметить топ . факть, что въ этой об ласш, также, какъ и во всЬхъ областяхъ духовной жизни помора, су ществует!. Ц'Ьлый |)ядъ nonipiii, нъ свою очередь направившихъ мысль надъ создашемъ рода заговоронъ въ обтасти любонныхъ отношешй. Такъ. напр., для „ириворажнванья", т. е. для того, чтобы заставить полюбить себя, берутъ отъ любимаго человека волосъ, свиваютъ его вм1;егЬ со свонмъ и замазынаюгь глиною въ печку; чтобы поссорить супруговъ, беруть съ обои.чъ береговь рГ.чкп горсть песку и бросаютъ вь пуко- мойннкъ къ супругам г, бросаютъ между ними черную кошку или со бачку и т. д.; для счастья носятъ на met травы и т. п. Заговоры въ области любовныхъ отаоипчип разд-Ьляются на лвЬ KUTeropiii: одна, называемая „остудная" и употребляемая въ тЬхь слу- чаяхъ. когда желательно поссорить между с>бою супруговъ или влюб ленную парочку, а другая— „присушинье", употребляемая въ гкхт. с.ту - чаяхъ, когда желательно, чтобы ооъектъ ciiMiiarin отвЬчалъ взаимностью. Слово ..остудная". елвдуеть полагать, прписходитъ отъ слова гостыть, а слово яприсушс 1 не“ —отъ слова „присушить", что, какъ известно, на народномъ пар'Ьчш значит!, влюбить или заставить полюбить себя. СлЪдуетъ отмЬтить при эгомъ тотъ любопытный фактъ, что эти за говоры, очевидно, им'Ьютъ въ виду B.iiHiiie со стороны женщины на муж чину, но отнюдь не наоборотъ. Заговори первой катогорш (оотудпые). ..Стану раба божья не благословись, выйду не перекрестясь. Изъ избы не дверьми, изъ воротъ не воротами. Пойду задпнмъ окномъ, иодвальпымъ бревпомъ. Пойду далече въ чистое поло. В ъ чистомъ но ли текеть рогозинная рЬцка; по этой р-ЬцькЬ плынетъ Осиповъ же лод-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz