Цейтлин, Г. Знахарства и поверья в Поморье: очерк из быта поморов // Изв. Арханг. О-ва изучения Рус. Севера. - 1912. N 1. - С. 8-16. - N 4. - С. 156-165.

и.'.учежя Русскаго СЬвера. i:: работы. Правильный д1агнозъ „падешя пупа" доступен!. только очень опытны.мь людямъ и поэтому за ни. m i , обращаются къ знахаркамъ, кото- pj.ni также не всегда сразу определяют!. куда именно „иа.ть иу т л и иногда откладываютъ окончательный отнЬтъ на второй н трепа визмтъ. Пщутъ ou t „павшаги нуиа1* въ области живота, но .но не мЬшаетт делать поиски но всему телу. Л'Ьчап» .*ту болt.-iiii. следующим!, образомъ: больной растягивает­ ся на иолу, а падь жниотомъ его садится кто либо и растнраетъ грудь и живогь реками, ноточъ больной переворачивается, ложится на жпнотъ, и опить его т!.до труп.. Однимъ словомъ больного массируют!.. По :»имъ npiewaAii. .гЬ'и.чпя бо.тЬаш, а также по сл нроис.чожде- iiiio можно думай., что „падешемъ пупа" называются желудочный за- бо.тГ.ван!я, грыжа и т. п. Солнтерт, наблюдается здесь также очень часто какъ среди дЬтел, такт, и взросл J .1 хъ. Поморы говорить, что солнтер-ь въ большим!, количеств!, встреча­ ется въ се.тьднхъ, которых!, здксь езятъ сырыми. Нзгоннютъ солитера свГжичъ квасом 1 ., смешанным!. гъ солью и посшымъ масломь. Ир!емъ не больше одного наперстка. Такъ какъ въ каждом!, сел!', знахарокъ довольно много, oirb пред- ставляютт. здесь значительную силу, а въ ишахт, случаихъ созтаютт. да­ же нечто въ род;!; ..общественна! о ми1;ша". ст. которым!. приходится счи­ таться какъ интеллигентному обывателю, такт, и представителям!, мест­ ной медицины. Часто можно наблюдать здесь случаи, копа супруги местпыхт. И н ­ теллигептовт. обращаются къ помощи знахарокъ. Круюмъ только и речи, что о чудесномъ .тЬчошп знахарокъ, а врача не достанешь ни за какая деньги. Бешокоппыи дети въ труювон крестьянской семье—это очень большое несчастье. Мужчины, какъ известно, не любяп . „баловать де­ тей", т. е. возиться -ъ ними. Они запиты своим!, деломт, добывал!» хле­ ба. Нее, следователыю, достается женнаигЬ матери. II вотъ. представьте свое „долюшку женскую ', когда она не знаетт. за что раньше взяться: успокоить ли нал] 1 !пВ,тющагося отъ плача ребенка, стряпать-лп, доить-лн корову, убирать ли домъ и т. д. Немало безеопныхъ ночей проводи гъ такая женщина, убаюкивая илачу щаго ребенка, целуя и лаская его и >гь то же время проклиная свою несчастную жизнь, „женеко житье нодначалыь.е", а также и ре­ бенка. часто являющагосн главной причиной aroii бе.шокойной. несчаст­ ной жизни. Вт. народе существует!. нонЬрье. что безпокойство ребенка ироис- ходитъ либо отъ „дурного глаза", либо отъ злого духа. I I неудивитель­ но поэтому, что творческая фаптаз1я народа не оставила безъ впимашя и ото несчастье. Приводимые ниже заговоры иротивъ безпокойпыхъ сповъ детей даютъ возможность не только получить представление объ OTiioineiiin поморской женщины къ самому факту, по и о той нежной и сильной любви, съ которой она относится къ своимъ дегямъ. В ъ этнхъ заговорахъ поморская женщина какъ бы воплотила всю нежность' ма­ теринской любви простой женщины, любви, которая, суда но ;нпмъ за- говорамъ, не лишена даже некоторой иоэзш. Привожу четыре такнхъ заговора.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz