Цейтлин, Г. Знахарства и поверья в Поморье: очерк из быта поморов // Изв. Арханг. О-ва изучения Рус. Севера. - 1912. N 1. - С. 8-16. - N 4. - С. 156-165.

Русскаи» C'liucpa. хомъ, Kiuo|)i,iii вдохпулъ въ пего злую волю, чтобы окружакчше ею люди f.j.iали н сторонились ого. Такому человеку ужо не рааскажутъ о 4*- m i . нибудь хорошемъ, не нокажутъ что либо хорошее, а всегда будуп. жаловаться на неудачу т . л'Ьлахъ, на плохую жизнь, нелады in. семье и т. п. До чего доходить боязнь „дурного глаза" можно увидеть хотя бы изъ того факта, что на поморскихъ свадьбахт. главное место возле же­ ниха и невесты занимаетъ колдунъ, участ!о котораго считается необхо- димымъ для , отпускашя" свадьбы. „Отпускается- свадьба колдуномг съ целью помешать „дурному" глапу ..спор'тнть" молодыхъ. К а к ъ известно, лошадь боится медв’Ьжьяго мяса и. ио«уявъ его заиахъ, становится на дыбы и дальше везти не хочетъ. I I иотъ, въ ожиданш проезда свадебнаго поезда кто либо положить но пути с.тЬ- лован1я этого поезда куски медвежья го мяса. Что происходить со ова- дебнымъ поЬздомъ, когда лошади ночуютъ заиахъ этого мяса, предста­ вить себе не трудно. Это также называется „спортить” молодыхъ. Въ старину, когда этотъ фокусъ б'ылъ изикстет. пЪкоторымъ лишь лицамь, поморское населеше придавало этому факту большое значеше и вь такихъ случаяхъ net „иоЬзжапе- (свадебные гоп иi терялись и вся свадьба шла на смарку. Теперь же net. уже зиаютъ о возможности та­ кой проделки и на каждой свадьбе жаутъ ея, такъ что она силою ве­ щей уже теряетъ свое прежнее значеше. В ’Ьра въ необходимость „отпускашя" свадьбы отъ в.-пншя .дурного глаза“ здесь, однако, такъ еще сильна, что каждый иоморъ не можетъ обойтись въ этомъ oTuomenin безъ помощи колдуна. Неудивительно поэтому, что колдуну отводится почетное место стража молодыхъ на вс'Ьхъ свадьбахъ. Отъ этого поверья еще не отделались даже и интел­ лигентные помори. Характерно, между прочнмъ, то обстоятельство, что „отпускать" свадьбу можетъ не всякШ колдуйь. Для этой Ц'Ьли въ каж- домъ селенш имеется ис-Ьмъ известный колдунъ. Сами поморы объяс­ ниютъ это монополизашей заговора для .„отпускашя". Очевидно, что это объясните ближе къ истине, такъ какъ долж­ ность „отпускате.иГ свадебъ довольно часто даже передается по на­ следству или уступается за известное вознаграждеше. Лечатъ отъ болезни, происходящей отъ „дурного глаза", какъ и отъ вс/Ьхъ болезней вообще, самыми примитивными средствами. Да и зачЬмъ эти средства, когда весь курсъ .тЬчешя основанъ на глубокой вере въ магическую и таинственную силу слова, которымъ можно и „заговорить", и .заколдовать", одпимъ словомъ, сделать, что угодно. Отъ „дурного глаза" лечатъ следующим!» снособомъ: борутъ кусочекъ матер1и, украденной у „сглазившаго", или же несколько волосъ изъ его головы, если это удастся достать, смешвваютъ съ мусоромъ, взя- тымъ у порога квартиры больного, и съ ладоиомъ, кладугъ эту смесь въ кадильницу и зажигаютъ. Знахарка, раздувай кадильницу, обходитъ съ нею несколько разъ кругомъ больного и приговарпваетъ тнхолько: „К урю я, выкуряю я, все прицы, призеры, лiixie оговоры, irfc- трепныи переломы и свою худую думу. Будьте мои словеса крепки и емки. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь". Л иотъ и другой заговоръ отъ „дурного глаза-.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz