Цейтлин, Г. Знахарства и поверья в Поморье: очерк из быта поморов // Изв. Арханг. О-ва изучения Рус. Севера. - 1912. N 1. - С. 8-16. - N 4. - С. 156-165.

.V 1. [biVliirm Архангельска™ Общества радки, вздума.ть ее надуть: оиъ притворился мертвымъ. леп. иодъ об- ранами, а доманшимъ ве.гГ.лъ причитывать и плакать. Явившаяся лихо­ радка поверила, что оиъ умерь и больше къ нему уже по являлась. II. Какъ я ужо кыш" указалъ, страхъ передъ духами—ото основа cycBtpifl. ••гоп, страхъ одинаков!, во все времена и у лсЬхъ народов!.. Духъ представляется человеку ни ч'Ьмт, либо отвлечеипымъ, а весьма реальнычъ. им ’Ь ющимт . челов-Ьчесюя чувства. Каждое дерево, каждый холмъ. каждая скала, не говоря уже о грозныхъ ивлншихъ природы им1;еп. своего духа. Этимъ и объясняется безконечное число легендъ. съ которыми in,I можете столкнуться въ каждой деренп'Ь, по поводу то- го или иного близъ лежащаго оврага, холма, стараго пня и т. п. Мало ли у паст, на Руси, особенно въ деревняхъ, такт, называем, „страшных-i, м-Ьстъ“ . Около любой деревни вы ихъ найдете. Современ­ ное Поморье, несмотря на то. что все населеше его поголовно хри- CTiane, сохранило, однако, въ себе не мало пережитконъ глубокой и сЪ- дой старины—язычества. И тЬ.мъ удивительнее ото обстоятельство, что на­ ряду съ хрнгпанскнмъ учешемъ и церковью прекраси’1;йшимъ образомъ уживаются всеиозможнаго рода язычески* обряды и поверья. То обстоя­ тельство, что въ нижеприводимых!, заговорахъ и заклнпашяхъ помор- скаго населения довольно часто встречаются имена библейскихъ лицъ или святыхъ, думается, не можетъ служить поволомъ къ тому, чтобы отсюда заключить, что нти заговоры и зактннашя являются плодом ь творчества Поморья ност1;дпяго времени. Ничуть не бывало. Это, по моему мнЬнпо, саман простая подтасовка имеиъ и пазваши, которая явилась результатом!. дальнейшей ступени развиля Поморья. Вместо, паприм., „на мори, на Ош нн , на островн 1>уяни сиднп. с.тарецъ-...— читаютъ: „сидитъ Микола (или св. Петръ или Г1авелъ)“ ... Правда, нель­ зя отрицать, что въ некоторые заговоры вплетаются элементы молит­ венные, хрисшнскаго характера. Но, какъ известно, въ народное твор­ чество каждое поко.тЬше вноситъ свою лепту. Знахарствомъ въ Поморье занимаются почти исключительно лишь женщины, и только въ исключительных!, лишь случаях!, можно встре­ тить знахаря или колдуна мужчину. Такой знахарь обыкновенно счи­ тается главаремъ, самымъ енльпымъ въ смысле нодчинешя имъ всякихъ духовъ. В ъ глубокой древности существовала вера въ силу дурного гла:а, отъ котораго происходить н е яш болезни и несчаспя. Эта вера сохра­ нилась и въ наши дни не только у пасъ на Руси, но и у культурных!, народовь Запада. Поморское населеше силе илшш’я „дурного глаза" отдаетъ чуть-ли не самое почетное место. Человеку не по себЬ, „неможетъ“ , у него дурное uacTpoenie, онъ сталъ плохо есть, спать, работать, пересталъ ладить съ женой, съ родными, не любить своихъ детей и т.д., ему со­ ветуютъ обратиться къ знахарке. Придетъ знахарка, иосмотритъ и по­ ставит!. вполне точный д1агпозъ: Сольного „сглазила." злой человек!., „ворогь". При этомъ следуетъ отметить, что въ деревняхъ обыкновен­ но знаютъ, кто изъ местных!, женщнпъ или мужчихъ обладает!, „дур- ным ь глазомъ". Этихъ людей, конечно, берегутся, по относятся къ нимъ далеко не враждебно, что объясняется, очевидно, те.мъ обстоятельствомъ, 'что въ представленш помора атотъ человекъ самъ наказанъ злы.мъ ду-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz