Цейтлин, Г. Знахарства и поверья в Поморье: очерк из быта поморов // Изв. Арханг. О-ва изучения Рус. Севера. - 1912. N 1. - С. 8-16. - N 4. - С. 156-165.
.V 1. [biVliirm Архангельска™ Общества радки, вздума.ть ее надуть: оиъ притворился мертвымъ. леп. иодъ об- ранами, а доманшимъ ве.гГ.лъ причитывать и плакать. Явившаяся лихо радка поверила, что оиъ умерь и больше къ нему уже по являлась. II. Какъ я ужо кыш" указалъ, страхъ передъ духами—ото основа cycBtpifl. ••гоп, страхъ одинаков!, во все времена и у лсЬхъ народов!.. Духъ представляется человеку ни ч'Ьмт, либо отвлечеипымъ, а весьма реальнычъ. им ’Ь ющимт . челов-Ьчесюя чувства. Каждое дерево, каждый холмъ. каждая скала, не говоря уже о грозныхъ ивлншихъ природы им1;еп. своего духа. Этимъ и объясняется безконечное число легендъ. съ которыми in,I можете столкнуться въ каждой деренп'Ь, по поводу то- го или иного близъ лежащаго оврага, холма, стараго пня и т. п. Мало ли у паст, на Руси, особенно въ деревняхъ, такт, называем, „страшных-i, м-Ьстъ“ . Около любой деревни вы ихъ найдете. Современ ное Поморье, несмотря на то. что все населеше его поголовно хри- CTiane, сохранило, однако, въ себе не мало пережитконъ глубокой и сЪ- дой старины—язычества. И тЬ.мъ удивительнее ото обстоятельство, что на ряду съ хрнгпанскнмъ учешемъ и церковью прекраси’1;йшимъ образомъ уживаются всеиозможнаго рода язычески* обряды и поверья. То обстоя тельство, что въ нижеприводимых!, заговорахъ и заклнпашяхъ помор- скаго населения довольно часто встречаются имена библейскихъ лицъ или святыхъ, думается, не можетъ служить поволомъ къ тому, чтобы отсюда заключить, что нти заговоры и зактннашя являются плодом ь творчества Поморья ност1;дпяго времени. Ничуть не бывало. Это, по моему мнЬнпо, саман простая подтасовка имеиъ и пазваши, которая явилась результатом!. дальнейшей ступени развиля Поморья. Вместо, паприм., „на мори, на Ош нн , на островн 1>уяни сиднп. с.тарецъ-...— читаютъ: „сидитъ Микола (или св. Петръ или Г1авелъ)“ ... Правда, нель зя отрицать, что въ некоторые заговоры вплетаются элементы молит венные, хрисшнскаго характера. Но, какъ известно, въ народное твор чество каждое поко.тЬше вноситъ свою лепту. Знахарствомъ въ Поморье занимаются почти исключительно лишь женщины, и только въ исключительных!, лишь случаях!, можно встре тить знахаря или колдуна мужчину. Такой знахарь обыкновенно счи тается главаремъ, самымъ енльпымъ въ смысле нодчинешя имъ всякихъ духовъ. В ъ глубокой древности существовала вера въ силу дурного гла:а, отъ котораго происходить н е яш болезни и несчаспя. Эта вера сохра нилась и въ наши дни не только у пасъ на Руси, но и у культурных!, народовь Запада. Поморское населеше силе илшш’я „дурного глаза" отдаетъ чуть-ли не самое почетное место. Человеку не по себЬ, „неможетъ“ , у него дурное uacTpoenie, онъ сталъ плохо есть, спать, работать, пересталъ ладить съ женой, съ родными, не любить своихъ детей и т.д., ему со ветуютъ обратиться къ знахарке. Придетъ знахарка, иосмотритъ и по ставит!. вполне точный д1агпозъ: Сольного „сглазила." злой человек!., „ворогь". При этомъ следуетъ отметить, что въ деревняхъ обыкновен но знаютъ, кто изъ местных!, женщнпъ или мужчихъ обладает!, „дур- ным ь глазомъ". Этихъ людей, конечно, берегутся, по относятся къ нимъ далеко не враждебно, что объясняется, очевидно, те.мъ обстоятельствомъ, 'что въ представленш помора атотъ человекъ самъ наказанъ злы.мъ ду-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz