Цейтлин, Г. Знахарства и поверья в Поморье: очерк из быта поморов // Изв. Арханг. О-ва изучения Рус. Севера. - 1912. N 1. - С. 8-16. - N 4. - С. 156-165.
л: i. изучсшя 1'усскаю С1я:сра. врачеваше. ii.ni , иначе говоря, знахарство, давно у;щ.* на себя обратило самоо серьезное нмл.магпе видныхь представители! медицины. Съ одиой стороны, iioc.rb.inio над» п. опаянную борьбу со знахарством!, я съ другой—стараются научить ого. Собственно говоря, современная мепдцина. представители которой но так ь давно начало вести отчаянную борьбу со знахарствомъ, пачинаетъ все бол1;е н бо.гЬо применять развито рода целебные травы, корни и камни, которыми давно уже пользуются знахари. II, наконец!., теор 1 я .тЬчежя гшшозомъ, посредством!. котораго за последнее проча врачамъ удается прекратить цЬлый ридъ бо.гЬзной, какт. наирим., головную боль, заноръ, поносъ, рвоту и т. д., а также и вызнать таконыя вплоть то заставле- шя сочиться кровь па aapante опрвд'Ьлонныхъ м1;стахъ, ото разве не равносильно секрету лЪчешл заговорами и заклинаш'ями знахарей и зна харок!», не ость „слово" и ..словесное внушений. Такт, что же такое знахарство—эта чародМскан сила, такт, широ ко распространенная среди народовъ всего земного шара и за послед нее время разрастающаяся въ irli.n к. науку? Откуда берегь оно свое начало и чЬмъ питается? На ати вопросы, конечно, не мн!; отвечать, ибо по зто является цредмотомъ моего очерка. Однако и обойти ихъ молчашомъ невозмож но, а посему позволю себе сказать несколько словь но атому поводу. ГИ>ть такого собьтя или явлешя м. жизни парода, падь объясне- шемъ котораго не работала бы его творческая фаиташя. Раскаты грома, блескь мошпн. плеска, волнъ, шумь леса, страш ные ураганы п т. д. п т. д.— все зто явлешя, мимо которых!» первобыт ный челоиЪкь не моп. пройти, не стараясь ихъ чЬмъ либо уяснить. Л такъ какъ первобытный челов-Ькъ не обладалъ благодатиымъ ключемъ— наукой,—посредствомъ котораго современный человекь можетъ объяс нить почти всякое явлеше въ природ!-., то, весьма попятно, онъ дол жен!. бы.ть объяснить каждое явлешо дейсгаемь какой-то неведомой, таипствониой и вм'Ьст!; съ т'Ьмъ всевластной силы—духа. Если явлеше природы шло въ пользу человеку—онъ объиснилъ л 'о тЬмъ, что иевЬдомая сила—духъ—его покровитель; если же наобо рот!»—то эта сила—его врагъ. 'НпослЬштвш это понят»» о духахъ разделяло ихъ на двЬ категории добрыхъ и алыхь. отсюда логически! вывод?.— чтобы предотвратить отъ себя гнЬвъ злого духа или вызвать на помощь добраго, необходимо ихъ умилостивить. Л ч-Ьмъ могъ ото сделать первобытный человЬкъ, если но словами, молитвой и жертво- нриношешями? Сохраниглшвен до нашпхъ дней заговоры являются ни ч'Ьмъ ннымъ, какъ обломками древне языческнхъ молитвъ, которыми первобытный человЬкъ старался умилостивить духовъ или запугать ихъ. В ъ подтверждеи1е только что сказанпыхъ нами словь, я позволю соб'Ь нривесш нисколько любопытныхъ фактовъ, приводимых!, выше упомянутым!. авторомъ въ своемъ труде. В ъ Нетровскомъ ytsxb, Черниговской губерши, и поныне жнветъ отставной солдатъ. .тЬчащШ болышхъ лихорадкой самыми площадными ругательствами. Если запугшкийн не .тЬйствуютъ, прибЬгаютъ къ другпмъ сред- с твамъ, чтобы изгнать духъ: выкуриваютъ н т. п. Если и аго по номожетъ, тогда стараются обмануть духь. Такъ, наирим., разгказываютъ про одного, который, ожидая приступа лихо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz