Цейтлин, Г. Знахарства и поверья в Поморье: очерк из быта поморов // Изв. Арханг. О-ва изучения Рус. Севера. - 1912. N 1. - С. 8-16. - N 4. - С. 156-165.
С 2< Г4 . / л: 4. изуче 1 пя 1’усскаго СЬвера. 1*11 ми!; оглядеть, дайте мне осмотреть ужъ каково прюбстрооно это теп лое подземельное витое гнездышко. Ужъ есть ли т ъ светло окошко косяшато. положепы ли белы брусом, 1Я лапочки, ирорублены-ли двери косящаты, чтобъ ужъ ми'Ь мож но было ходить почасту да ночастешенько, садиться на бёли брусовыя лапочки, подъ светло окошечко косяшато. Ужъ я всегды буду ходить нечасто да ночастпненько. чтобъ мож но было съ #-й заговорить да забаять, со своей то красной кр«и шоркой, съ многодоброй ласковой желанной родитель матушкой-*. Пижес.тЬлуюшш „нонъ" предназначен!, для матери, сестры и жены. „У ж ъ ты послушай-кось моя красна краенгорка,многожеланна лас кова родитель-матушка да еще послушай кось богоданна пазванна не вестушка, уженодойлемте-кось да подсядемте: ты ужъ ко своему мило му сердечному рожепному дитятку, а я къ своей дорогой милой скатной жемчужинке, ко своему милому братцу любимому, ну, а ужъ ты Оого- данна пазванна невестушка, къ своей милой законной венча.шюй ла- денке, ты ужъ сядь, моя красна краенгорка. ко буйной, ко д-t.тинной го ловушке, а я ужъ сяду ко зяблому сердцу ретивому, а ужъ богодаппа пазванна невестушка— ко резнымъ подломнымъ ноженькамъ; ужъ мы будемъ кось его будить да возбужнвать, ужъ говорить да разбаивать: „уж ъ ты встань ко да пробудись кось моя дорого круглая скатиа жем чужинка, мой милый, любимый братецъ родимый. Ужъ чего жъ ты такъ поспешился да чего ты такъ поторопился заспать креикимъ сномъ забудущнмъ не ложачись да не бо.т!;:шучись. Ты ужъ разве осердился, али отрубился да разгневался на свою топа краспу красигорку на свого-то на жа.тку ласкову родитель-матушку. На побёдну вдову-сироту— гореношицу да на свою-то на милу за конную ладейку, на своихъ то на милыхъ сердечныхъ деточекъ. Ты уж ъ оставвлъ свою милу ладейку во младыхъ молодыхъ .гЬтахъ. А ужъ милыхъ сердечныхъ деточекъ во глупыхъ ужъ .тЬтахъ, на кого ты положилъ эту крепку надею великую: ужъ они ведь круглы сироты горе бедныя, ужъ нету у нихъ пи роду да ни племени, нету ни родни да ни породы родительской, ужъ поэтому пить положить крепку надею велпкую на чудно владычнаго образа и па Господа Бога, на Пресвятую Богородицу, на Царицу небесную и на свою силу могу чую, великую. Ужъ какъ не замогу я ихъ возростить да воспитывать, ужъ какъ спущу по нрикориому подъ окпомъ ужъ просить эт< fi мило сти подаевной. Уж ъ какъ меня будутъ упрекать да укорять все чужи многодобрые людюшки, все блнжни окольпы порядны суседу шьи—такъ ужъ я ьакъ сдержу свое зяблое сердце ретивое, свою многу тоску да кручину великую? Не могу ужъ применить ума да разума объ это.мъя“ . Достойны внимашя с.тЬдуюпш! поверья и обычаи относительно по- койниковъ. Когда у нокойинка открыты глаза— значитъ „ворожить смерть въ t домеи. Передъ опускашемъ покойника въ могилу туда бросаютъ медную монету „чтобы покойники его приняли". Последнее объясняется по- верьемг, что старые покойники безъ депеп. места не даютъ и, следо вательно, место падо купить. Если въ могилу монету не бросятъ— покойники не нримутъ нович ка и онъ каждую ночь будетъ ходить къ своимъ роднымъ съ просьбой купить ему место. 2
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz