Цейтлин, Г. Знахарства и поверья в Поморье: очерк из быта поморов // Изв. Арханг. О-ва изучения Рус. Севера. - 1912. N 1. - С. 8-16. - N 4. - С. 156-165.

л: 4. I'b.Bhcrbi A x.iii!е.п.скаго Общества шя“ дочь садится на лавку, вокругъ нея собираются net, родные и зна­ комые и она съ плачемъ, которому нторятъ net окружаюппе се, начи- наегь причитывать: •Л»уды снарядилась. куды сокрутнлась, моя красна краенгорка, не въ цн-Ьтно нлап.ице лазурево? У * ъ раньше атой поры, раньше этого времени не снаряжалась да не сокрушлась не но цв-Ьтно платыще лазурено. Уж ъ куды-то limit, по­ ходишь, да кули поражать, на кого ты .меня ославлять, на кого ты меня бросать? Охъ, я глупая да неразумная, ноб'Ьдна моя головушка, сокрутилась да снарядилась моя красна красиюрка на И’Ьчную жисть безконечную. Ужъ закатаюсь Божье теплое красное солнышко за горы нысокм. за темные .тЬсы дремупе, за мхи, зч болота зыбуч1я, за ручьи ntnoii- иду4ie (теку4ie)r за сишя моря соления. Ужъ больше ь’Ькъ не бывать, да больше в’Ькъ не видать. Ужъ па кого ты меня оставила, да па кого ты меня бросила, моя красна краенгорка? Раньше атой поры да раньше этого времени какъ была ты, моя краенгорка, многодобрая за многоласкова: ужъ всегда ты со мною си­ дела лич'я беседы смиренный,да всегда ты меня научала въ птихъ раз- нихъ д'Ьлахъ суетливым,. Нонь-же па кого я кладу крепкую над-1;ю великую, ужъ кого я приберу сеО'Ь въ потайну да задушевну, милу, сов’Ьтну-иодр\жку, ужъ кому я стану рассказывать про бЬдность, обилу великую. Ужъ я тсбЬ какъ разсказывала, моя красна краенгорка. такъ ужъ не въ проносъ было да не въ нросказъ было въ чужш добрые людюшки. Понь ужъ возьму да навалю себй на зябло сердце ретивое сЬрый валючШ камешокъ. холодную льдину зазнобную, ужъ пусть знобить да холодить мое зябкое сердце ретивое, потому п для того, что не сполна будетъ печи красное солнышко согp t вно". Переть выносомъ тЬла та же дочь причитываетъ: Когда выпосятъ изъ дому. „Уж ъ не ciitmiiTecb да не торопитесь поносить мою красиу кра- сигорку со теплого витого гнездышка. Вся ли собралась родня да по­ рода родительека, весь ли собрался чу жоп народа — люди д<бры крещенные. Ужъ пусть кось ноглядятъ да пусть посмотрятъ, какъ ужъ разета- вается со св-Ьтной жнетью маловременной, какъ ужъ походитъ па в-Ьч- ную жисть безконечпу. Уж ъ пусть прощается весьнародъ—люди добрые крещенные, пусть прощается родня да порода родительская и ей милы сердечны роженныя д'Ьточкн. Ужъ ты прости кось теперь, прости, моя красна краенгорка. многодобра, желанна ласкова родитель-матушка. Дай остатке кр'Ьпко про­ щенье да благословенье родительской (Ныносяты. „Ты прости ко теплое, впгое гн-Ьздышко, вы простите пути да до­ рожки широте, прости-кось и быстроструячая р’Ьченька, простите кру­ ты красовитые бережки, нростите-кось темные .тЬеы дремуч1е“ . При прпхо.гЬ на кладбищ'Ь причитывающая садится около могилы ч, обращаясь ко всЬмъ людямъ, причитываетъ: На кладОиигЬ. .Уж ъ не с1г1)шнте-кпсь да не торопитесь-кось чужой пародъ—люди добрые, чтобъ полагать да спускать ее во мать сыру землю. Дайто ужъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz