Цейтлин, Г. Знахарства и поверья в Поморье: очерк из быта поморов // Изв. Арханг. О-ва изучения Рус. Севера. - 1912. N 1. - С. 8-16. - N 4. - С. 156-165.

л: 4. и з у ч е н ы l ’y c c io m C t.ucpa. Вт, бап'Ь ость особый хозяинъ, называемый въ ипыхъ местпостяхъ ..хозеннъ баенный", а въ ипыхъ ,,жихорь\ Относительно „жихорн'* су- ществуетъ :u t ь поговорка такого содержашя: — ..Жихорь пахарь, костннпа борода". К ъ сожалению, смысла этихъ слонъ мнЬ такъ в не улалось узнать. В ъ представдеши поморовъ ..жихарь- является очень злы.мъ . Пт, с. Ла ­ пник мм!; разсказывали, какъ „жихорь*1 разъ содрать со старухи кожу п р-. ствну.тг згу 1 ;ожу па ..камепнину “ (печь въ Gant) „сушиться1*. Ста­ руха :па пенила поздно ничью одна иъ баню. Говорятъ, что ..жихарь" очень страшный, весь черный, любить „напускать" страху и если ночью одному при.пн мыться—то можетъ убит),, почему pt.iKO ночыо ьъ Оаli t моется одииъ человекъ. В ъ ршмч '.хь есть особый хоишиъ, котораго зовутъ „111ишко“ вли ..Мишко Дыродапыошкп-. Опт, въ представлеши поморовъ является не особенно страшиымъ. Ел ипо иенпо, что оиъ можетъ сгЬлать— чо напу­ гать, когда явишься ночыо въ ригачу. Не менЬе страшиымъ въ представлен in поморовъ является „покой- никъ“ . Здесь не лишпимъ бутетъ остановиться подробнее надъ взгляда­ ми поморовъ iiii загробную жизнь. Похоровпыя обрядности номорскаго nace.ieniH содержать въ ce6t очень много оригинального в старинна т . Здесь можно встретить нЬлый рядъ iioB tp iii. Такъ пародъ верить, что мертвецъ „веч слышитъ в ла­ дить" до тГ.хъ иоръ, пока его не опустяп. вь могилу, и только после третьей лопаты земли, брошенной въ могилу, мертвеиъ пршбщается къ небу и навеки избавляется отъ «ipCKiixb суетъ. С.гЬдуетъ отметить весьма оригинальное явлете, наблюдаемое сре­ ди номорскаго nace.ieniH. Очень Muorie и мужчины и женщины, всю жизнь проведшее иъ православш, па старости .тЬтъ, когда чувствуется близость смерти, переходять въ старообрядчество. Ото я влете—массовое въ Поморье. Объясняется это повЬрьемъ, что тотъ. кто прииимаетъ старообрядчество нередъ смертно, иоиадаетъ k прямо въ царство небесное, ибо старообрядчество—эта самая угодная Богу релиНя. I I наряду съ этимъ идеальиымъ богоискате.тьствомъ ужи­ нается представлете самаго нримитивнаго характера о загробной жизни и небеспомъ царствш. Я позволю себе привести рядъ причиташй по нокойникамъ, заии- санныхъ мною в ь Сумскомъ посаде. IIрнчиташя эти заслужпвпютъ боль­ шого интереса въ смысле знакомства съ сохранившимися иатрюрхаль- ными отношен1ямн въ семье п представлешя о смерти вообще и близ- кихъ въ особенности. У одра покойника собираются net близкче къ нему люди, чтобы въ формё причиташй пылить всю накопившуюся за долпе годы горечь. Тутъ развертывается целая книга поморской жизни, писаная кровью, трудонымъ иотомъ и слезами. Здесь вы слышите плачь съ причиташемъ долготерпяшей женщины, которую съ ранпихъ лЪтъ отдали за горькаго пьяницу; вг.е ея семейиыя неурядицы, отчаянные попли людей, которые со смертно этого человека потеряли опору и защиту въ тяжелой и су­ ровой борьбе за свое существоваше... Главные „ в и н ы начинаются въ такъ называемый моментъ „снаря­ жен ia ” покойника. „Си фяжешемъ'* здесь называется ириготовлеше въ загробную жизнь. Приведу „вонь* дочери къ матери. После „снаряже-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz