Цейтлин, Г. Знахарства и поверья в Поморье: очерк из быта поморов // Изв. Арханг. О-ва изучения Рус. Севера. - 1912. N 1. - С. 8-16. - N 4. - С. 156-165.
л; 4. Изи'Ьепя Архангельска! о Общества кисто подняли сарафлгь и начала бить ладоиыо но голому телу, пои крикивая: — Ина,лОш'й, нн.ч,.rfciuirt. Нице не иолуцишь! :»та картина была настолько неожиданна н тип. поразила меня, что я растерялся и не сиросилъ, что это означаетъ. Только но приходе то- мой моя xoiiiiiica объяснила ми!;, что ;>то женщина ругала .rbmaro за то, что тот 'ь i.-e некушаетъ. — Опт. псе иодидыхт. бабь лЬтомъ смущаетъ,—прибавила моя хо зяйка. Птакъ. .rhinitt женатъ и иамГпяетъ свой жене. Смеются иногда по морки падт. .vbHH-iiiiueii, которой мужъ измЬня»тъ и надъ лЬшимъ. у которого Ж”Па „необрядна1- и о т . должень бегать за чужими „жопка ми". У .тГ.шаго ость также и дети, называемый „детиш ками1* и даже собачка. Собачку эту можно часто встретить одну, безъ хозяина. Она „мохната, черненька. малнпьк», курцява". В ь Поморье существуетъ, между прочимъ, ругательское слепо: „лЬшаго собака". „Водсчшкъ“ живетъ въ воде. Самъ о т . чнрный, лохматый; волосы на немь курчавые и длинные, имеется хвосп.. Есть у н*-го жена ,Во- депиця", а детей нетъ. О т . забпраеп. къ с.-Г.е тонущихь детей, лю- Гнпъ депикъ тяпать .ча ноги во время купанья. Во время сельдяного промысла мне однажды нрп'ш юсь слышать ncropiio, какъ одна д-1;вица влюбилась въ водепика и долгое время ходила къ речке, а нот^мь во* депикъ забрплъ ее къ себе. Водемпкъ очень любить лошадей. Дчемъ онъ находится нолъ водой, а ночью сидитъ где нибудь въ порогЬ или на камне и чешетъ голову. Интересно, отметить, что поморы даже не зпаютъ, что означаетъ слово русалка. 11а мои разоирюы о томъ, есть ли русалки, мн Ь отвечали, что та- ковыхъ нетъ. I I только при cooiipaniii иоморгкнхъ сказокъ я натолкнул ся па одну сказку, въ которой говорится о молодыхь дЬвушкахъ, кото- рыя живутъ у „водиного", называемыхъ „сестрицами1. Вследъ за этими двумя духами, царящими, нагь водой и .гЬсомъ, есть еше целый рядъ духовъ, мен1е си.тьпыхъ. Царицей тундры явля ется ..болотная бабл“ , которая живетъ где либо у опушки .тЬса въ бо лоте. Что представляет!, собою эта „болотная f»a6a“ читатель увидитъ изъ приводимой ниже сказки. Во дворе каждаго дома живетъ „дворовой хозяинъ“ . Котораго му жика онъ любитъ, онъ ухажинаетъ за его животными и особенно за то- шадью, которой онъ заплетаетъ гриву, чешетъ, гладить и кормить. А котораго мужика не любитъ, у того лошадь будетъ замучена. В ъ доме живетъ „домовой хозяинъ“ , который имt e n . жену и де той ровно столько же, сколько дегей находится въ доме. Живетъ „до* .мовой" со своимъ сомействомъ въ подпольн. „Хоаяйка“ и ,,хо:шшъ“ вершатъ въ доме все домашши и семейныя дела. В ь н Ькоторыхъ мест- постяхъ нередъ тЬмъ, какъ лечь спать, женщина говорить: „Хозеинъ, хозеюшка, Съ малыми дЬтоцьками. Благословите на всю ноцьку спать". Согласно новЬрью ,хозейка“ является предвестницей несчастья. Передо песчастьемъ „хозейка“ вопитъ. Мнопя поморки увЬряли меня, что one сами слышали „какъ нопела хозейка* и черезъ некоторое вре мя въ доме случалось несчастье..
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz