Хердикайнен, А. По местам заселяемым (путевые впечатления) : Кандалакша / А. X. // Вестник Карело-Мурманского края. - 1926.- № 1.-С. 19-20 ; № 2 - 3. - С. 13-15.

№ 2—3 ВЕСГНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ. 13 миримые споры, решить которые с'езду так и не удалось. Нам кажется, что нужды экономики Ка­ рельско-Мурманского края, интересы развития его естественных производительных сил требуют боль­ шей согласованности и единства в метеорологичес­ кой работе, как основы для климатологических обобщений и практических выводов из них. Дальнейшее развитие метеорологической служ­ бы в крае должно быть двинуто вперед безотлага­ тельно, для этого следует подумать ведомствам, име­ ющим мет. сети в его пределах, о согласовании и об'единении всех начинаний в этой области IV. Для того чтобы край наш более или менее сно­ сно обслуживался метеорологической службой, н е ­ обходимо в б нижайшее время создать целый ряд метеорологических станций, числом не менее 12. Территориально они должны быть основаны в рай­ онах, ныне совершенно не обслуживаемых или об­ служиваемых крайне недостаточно. Не менее чем три мет. станции нужны во внутренних частях Кольского полуострова, остальные в пределах Ка­ релии. Примерное размещение их может быть про­ изведено по следующим населенным пунктам. Мурмаш кая губ , 1. Нот озерский пог. 2. Умбозеро. 3. Ловозерский пог. А. К. С. С. Р. 1. Рудозерское сев. 2. Лоухи. 3. Ухта. 4. Ругозеро южн. 5. Кимас озеро. 6. Реболы. • 7. Повенец. 8. Порос озеро. 9. Никольское (Пу- дож. уезд) или дру­ гое селение. 10. Олонец. Все перечне генные станции будут иметь боль­ шое значение для климатологического изучения края. Каждая из них располагается или в местнос­ ти географически своеобразной: Умбозеро, Ругозер- ское сев. или в истоках и бассейнах рек, имеющих сплавное и транспортное значение: Кимас озеро, Реболы, Порос озеро, или в районах где возможно значительное развитие земледелия: Олонец, Николь­ ское Возможно, что местные условия потребуют несколько иного размещения метеорологических пунктов в крае, но это уже вопрос, касающийся не­ посредственно ведомств, заинтересованных в рас­ сматриваемой области. Организацию новых станций следовало бы с са­ мого начала осуществлять возможно полным набо­ ром инструментов и приборов. До сих пор у нас станциями принято называть даже такие пункты, где поставлен лишь один дождемер. Снязь созда­ ваемых станций желательна по крайней мере двой­ ная—с Г. Ф. О. и со своим ведомством, сообщения хотя бы ежедневные. 'Н а новых станциях обязательно ввести фено­ логические наблюдения хотя бы гесенн^й и осен­ ней половины года. Ныне, можно считать обще­ признанным тот факт, что фенологические данные, в очень частых случаях, корректируют данные ме­ теорологические, или во всяком случае помогают разбираться в последних, когда дело доходит до прак тического использования их Наконеп, на многих станциях следовало бы вве­ сти наблюдения, гидрологические, хотя бы самые элементарные и схематические. Ведь */о террито­ рии края занята водными пространствами, реками и озерами. Такое обилие воды в наших пределах, казалось бы, давно должно было заставить вести систематические наблюдения над режимом местных рек и озер. И теперь, создавая новые метеороло­ гические станции, исправить это опущение, будет весьма кстати. Такова, в кратких чертах, картина того минимально необходимого в области климато­ логии к чему следует стремиться безотлагательно и настойчиво. Одним и з залогов усиленного развития гидро­ метеорологической работы в Карельско-Мурманском крае следует признать устранение ведомственного раздора, и излишней замкнутости исключительно в кругу своих интересов Для того, чтобы достигнуть этого, ведомствам необходимо сговориться между со­ бой на основе единого плана развития метеороло­ гических наблюдений в крае. А это в свою очередь, может быть выполнено лишь на специально для По местам заселяемым (Путевые впечатления). ( Продолжение). К а н д а л а кш а . H I В д ы м у . Сплошною стеною стоит дым по обеим сторонам железной дороги. В этом едком сизом тумане едва различимы станционные постройки, телеграфные столбы. На расстоянии 15—20 метров уже ничего не видно. Ж аркий июльский день, нет ветра, ото­ всюду ползут густые клубы-облака дыма. Горят л е ­ са. На редкость жаркое лето высушило мох и торф, от легкой искры легко начинается пожнр. Вокруг безлюдье и пока соберут на станциях людей и при­ везут к месту пожарища, огонь уже займет не один десяток десятин. Утомленные знойным днем, задыхающиеся от ды­ ма вышли мы на маленьком раз'езде Белом. Р а з ‘езд находится в !/г километра от реки того же назва­ ния. Километрах в пяти от раз‘езда на северо-вос­ токе возвышается Хибинский горный массив. Т е ­ перь, вечером и из-за дымчатой завесы гор не видно. Оттуда с гор течет сравнительно большая река Бе­ лая. Питаясь тающими снегами и горными озерами, она круглый год несет в озеро Имандру значитель­ ное количество воды. По берегам Белой, вверх от железной дороги раскинулись просторные равнины осоковых болот. Эти болота решено использовать для колонизации. Некоторые из них нуждаются лишь в незначительной меллиорации, а иные уча­ стки да7ке без всякой осушки дают некоторый укос травы. По реке выше и ниже железнодорожного моста осело несколько колоннстских хозяйств. Некото­ рые проявляют отрадные признаки развития и рос­ та. Косят траву для скота, ловят рыбу, гонят смо­ лу. Но есть и такие, которые построили дом и про-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz