Добрынин, К. И. Великий помор : очерк жизни и деятельности М. В. Ломоносова : для школьного и семейного чтения / К. И. Добрынин. - Москва : Издатель В. С. Спиридонов, 1910. - 52 с. : ил., портр.
— 39 — учителей-иностранцевъ, а также чтобы сдѣлать образованіе доступнымъ всѣмъ вообще русскимъ людямъ посредствомъ среднихъ учебныхъ заведеній, Ломоносовъ и нредставилъ, черезъ Шувалова, ими. Елизаветѣ Петровпѣ ироектъ учре- жденія въ Москвѣ высшаго учебнаго заведенія, въ которомъ „люди всякаго званія (кромѣ, впрочемъ, крѣпостныхъ кре- стьянъ) могли свободно заниматься науками". Ироектъ Ломо носова былъ одобренъ, и 12 января 175Г> года ими. Елиза вета Петровна учредила первый въ Россіи университетъ, чтобы—какъ сказано въ у к а зѣ—„замѣнить ішостранныхъ учителей, большая часть которыхъ не только наукамъ обу чать пе могутъ, но и сами къ тому никакихъ началъ не нмѣютъ, достойными и свѣдущими въ наукахъ національ- ными (т.-е. русскими) людьми". Ломоносовъ много работалъ надъ разработкой проекта университета. Онъ старался со ставлять этотъ ироектъ какъ можно шире, чтобы впослѣд- ствіи не нужно было дѣлать въ немъ какія-нибудь добавле- нія. Онъ, напр., рекомендуетъ ассигновать болыпія суммы па содержаніе профессоровъ и студентовъ и замѣчаетъ, что если будутъ остатки, то „иолезнѣе остальную сумму упо требить на собраніе университетской библіотеки“; въ другой разъ онъ старается, по къ сожалѣнію —безуспѣшпо, открыть университетъ для крѣпостныхъ. Приводя для сравненія ири- мѣръ Запада, онъ пишетъ: „а у насъ въ Россіи, при самомъ наукъ начннаніи, уяіе сей источникъ регламентомъ запре- щенъ, гдѣ полоя^енныхъ въ подушный окладъ (т.-е. кресть- янъ) въ университетъ принимать запрещается. Будто бы сорокъ алтынъ столь великая и казнѣ тяліелая была сумма, которой жаль потерять на пріобрѣтеніе ученаго природнаго россіянина и лучше выписывать". Къ сожалѣнію, нѣмецкая партія при Академіи и тутъ вредила Ломоносову. Составленныя имъ правила для уни верситета были разсмотрѣны въ Академіи Наукъ, и тамъ проектъ Ломоносова подвергся силыіымъ измѣпеніямъ. Ломо носовъ, напр., находидъ необходимымъ, чтобы въ универ- ситетѣ было 3d учениковъ, а въ гимназіи при немъ 60; Фишеръ, Таубертъ и другіе академики спрашивали: куда столько гпмназистовъ и студентовъ? Куда ихъ потомъ дѣ- вать?—Ломоносовъ возражалъ, говоря, что въ Россіп нѣтъ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz