Добрынин, К. И. Великий помор : очерк жизни и деятельности М. В. Ломоносова : для школьного и семейного чтения / К. И. Добрынин. - Москва : Издатель В. С. Спиридонов, 1910. - 52 с. : ил., портр.
— 38 — лѣчебникъ, увеличить число врачей и р у с с к и х ъ аптекъ, чтобы такимъ образомъ уничтожить лѣченіе колдовствомъ и чародѣйствомъ. Говорить дальше Ломоносовъ объ искоре- неніи дракъ и разбоевъ, о возвращеніи бѣглыхъ изъ-за гра ницы, о приглашеніи иностранныхъ колонистовъ и т. д. „Вообще,—замѣчаетъ одинъизъ біографовъ Ломоносова, —это письмо затрогиваетъ цѣлую массу важныхъ вопросовъ, ко торые и понынѣ (въ 1892 г.) остаются нерѣшенными. Шири на взгляда, вмѣстѣ съ глубокимъ знаніемъ своего народа, искреннее убѣжденіе въ правотѣ своего мнѣнія и могучій, блестящій и горячій языкъ, которымъ написано все письмо— заставляютъ признать это произведете Ломоносова однимъ изъ наиболѣе выдающихся во всей русской литературѣ XVIII вѣка “ . Любя горячо Россію и русскій народъ, Ломоносовъ осо бенно много думалъ о томъ, чтобы какъ можно больше рас пространить повсюду образованіе, приготовить ученыхъ (изъ русскихъ), которые сумѣли бы воспользоваться неисчерпае мыми природными богатствами Россіи. Какъ показываютъ многочисленные иримѣрьг, приводимые Ломоносовымъ въ вышеуказанномъ письмѣ къ Шувалову, онъ хорошо зналъ бѣдность и невѣжество русскаго народа и лучшимъ сред- ствомъ для исправленія этого зла считалъ просвѣщеніе. Поэтому онъ много хлопоталъ объ устройствѣ всѣмъ доступ- ныхъ низшихъ и среднихъ училищъ. А для приготовленія учителей въ послѣднія онъ составилъ проектъ учрежденія университета въ Москвѣ. Въ то время высшее общество воспитывало обыкновенно своихъ дѣтей дома; воспитателями сначала были пріѣзжіе нѣмцы, а съ воцаренія имп. Елизаветы Петровны—францу зы. Но эти гувернеры были весьма неудовлетворительны, такъ какъ у себя на родинѣ, во Франціи, они никогда воспита- ніемъ дѣтей и преподаваніемъ не занимались, а были тор говцами, сапожниками, парикмахерами, лакеями и т. п. Но и такіе учителя были доступны только болѣе или менѣе бо- гатымъ людямъ. Дѣти мелкихъ дворянъ и остальныхъ клас- совъ русскаго общества зачастую только и умѣли читать да писать, выучившись всему этому у представителей при- ходскаго духовенства. Чтобы избавить русское общество отъ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz