Добрынин, К. И. Великий помор : очерк жизни и деятельности М. В. Ломоносова : для школьного и семейного чтения / К. И. Добрынин. - Москва : Издатель В. С. Спиридонов, 1910. - 52 с. : ил., портр.

— 38 — лѣчебникъ, увеличить число врачей и р у с с к и х ъ аптекъ, чтобы такимъ образомъ уничтожить лѣченіе колдовствомъ и чародѣйствомъ. Говорить дальше Ломоносовъ объ искоре- неніи дракъ и разбоевъ, о возвращеніи бѣглыхъ изъ-за гра­ ницы, о приглашеніи иностранныхъ колонистовъ и т. д. „Вообще,—замѣчаетъ одинъизъ біографовъ Ломоносова, —это письмо затрогиваетъ цѣлую массу важныхъ вопросовъ, ко­ торые и понынѣ (въ 1892 г.) остаются нерѣшенными. Шири­ на взгляда, вмѣстѣ съ глубокимъ знаніемъ своего народа, искреннее убѣжденіе въ правотѣ своего мнѣнія и могучій, блестящій и горячій языкъ, которымъ написано все письмо— заставляютъ признать это произведете Ломоносова однимъ изъ наиболѣе выдающихся во всей русской литературѣ XVIII вѣка “ . Любя горячо Россію и русскій народъ, Ломоносовъ осо­ бенно много думалъ о томъ, чтобы какъ можно больше рас­ пространить повсюду образованіе, приготовить ученыхъ (изъ русскихъ), которые сумѣли бы воспользоваться неисчерпае­ мыми природными богатствами Россіи. Какъ показываютъ многочисленные иримѣрьг, приводимые Ломоносовымъ въ вышеуказанномъ письмѣ къ Шувалову, онъ хорошо зналъ бѣдность и невѣжество русскаго народа и лучшимъ сред- ствомъ для исправленія этого зла считалъ просвѣщеніе. Поэтому онъ много хлопоталъ объ устройствѣ всѣмъ доступ- ныхъ низшихъ и среднихъ училищъ. А для приготовленія учителей въ послѣднія онъ составилъ проектъ учрежденія университета въ Москвѣ. Въ то время высшее общество воспитывало обыкновенно своихъ дѣтей дома; воспитателями сначала были пріѣзжіе нѣмцы, а съ воцаренія имп. Елизаветы Петровны—францу­ зы. Но эти гувернеры были весьма неудовлетворительны, такъ какъ у себя на родинѣ, во Франціи, они никогда воспита- ніемъ дѣтей и преподаваніемъ не занимались, а были тор­ говцами, сапожниками, парикмахерами, лакеями и т. п. Но и такіе учителя были доступны только болѣе или менѣе бо- гатымъ людямъ. Дѣти мелкихъ дворянъ и остальныхъ клас- совъ русскаго общества зачастую только и умѣли читать да писать, выучившись всему этому у представителей при- ходскаго духовенства. Чтобы избавить русское общество отъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz