Добрынин, К. И. Великий помор : очерк жизни и деятельности М. В. Ломоносова : для школьного и семейного чтения / К. И. Добрынин. - Москва : Издатель В. С. Спиридонов, 1910. - 52 с. : ил., портр.

_ 21 — стали отдавать и она существовала только для бѣдыыхъ. Ученики жили по своимъ квартирамъ, помогали своимъ ро- дителямъ, какъ умѣли, и нерѣдко совсѣмъ не являлись въ гимназію. Бывали дни, когда на занятія не являлось ни одного человѣка. Для устраненія такого печальнаго явле- нія, какъ недостатокъ учениковъ, сенатъ, по предложенію президента Академіи, бар. Корфа, далъ указъ , чтобы „изъ монастырей, гимназій и школъ въ государствѣ 20 человѣкъ выбрать, которые столько научились, чтобы съ нынѣшняго времени они у профессоровъ Академіи слушать н въ выш- нихъ наукахъ съ пользою происходить могли". Исполняя приказъ высшаго начальства, архимандритъ Заиконоспас- скаго монастыря избралъ 12 человѣкъ „остроумія не послѣд- ня го“ и отправилъ ихъ въ Петербургъ. Въ числѣ этихъ 12 юношей, конечно, былъ и Ломоносовъ. Легко себѣ предста­ вить, какъ онъ этому обрадовался. Тамъ, въ Петербург!,, думалось ему, онъ будетъ учиться у знаменнтыхъ ученыхъ, пр іѣзжавшихъ въ Петербургъ изъ Зап. Европы и извѣст- ныхъ тамъ своими познаніями; теиерь-то онъ узнаетъ не- премѣнно все, что только можно узнать полезпаго, какихъ бы это трудовъ ни стоило. И, дѣйствительно, по прибытіи въ Петербургъ, Ломопо- совъ еще съ болынимъ жаромъ принялся за ученье. Не до­ вольствуясь объясненіями профессоровъ, онъ дни и ночи просиживалъ падъ книгами, отыскивая въ нихъ все новыя нознанія. Занимаясь какой-нибудь наукой, знакомясь съ какимъ-нибудь нредметомъ, Ломоносовъ хотѣлъ увидѣть его во всей цѣлости, изслѣдовать его до мелочей, до малѣйшнхъ подробностей, чтобы въ этой наукѣ или этомъ предметѣ для него не оставалось ничего нерѣшеннымъ или неизвѣстпымъ. Часто какой-нибудь одинъ иредметъ иоглоіцалъ все внима- ніе Ломоносова, и онъ оставлялъ на время всѣ другія за­ нятая. А иногда, ни въ чемъ не находя удовлетворепія, онъ бросалъ все, а тамъ снова съ жаромъ отдавался наукѣ. Сво­ имъ трудолгобіемъ и рѣдкими способностями онъ и здѣсь обратилъ па себя вниманіе всѣхъ профессоровъ. Больше всѣхъ полюбилъ его профессоръ математики Эйлеръ, к о ­ торый сразу угадалъ въ молодомъ студентѣ будущаго ве- ликаго ученаго.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz