CeytlinG_Svadjba-v-Цейтлин Г. Свадьба в Поморье.
ричнаго и заводскаго пролетар1ата, гд'1» „приданное*1также отсутсгвуетъ. Все „приданное" невесты заключается здйеь въ постели, необхо дима™ платья и б'Ьльн, а иногда и коровы. Свадьбы им'Ьютъ зд1зсь определенный сезопъ—это время между святками и великимъ ностомь. Объясняется это вотъ Ч'Ьмъ: все лёто мужчины проводить на Мурман'1’. и пргкшаютъ обратно только въ сен- тябр'Ь—октябрЪ. Но пргЬздЪ домой опять начинается подготовительная работа къ ловл^ наваги и сельдей, а тамъ пастунаетъ Филипповъ постъ и святки. Все это время не до женитьбы помору. II если не справлять свадьбу въ опрнд'Ьленный, вышеуказанный нами сезонъ, когда пастунаетъ время отдыха для помора, женитьбу при дется отложить до будущаго года, такъ какъ после Пасхи опять уже не время свадьбе. Тогда начинается нромыселъ сельдей и подготовка къ отъезду на Мурмансшй ир )мыселъ. Кще нисколько словъ приходится сказать отно сительно „сватанья". Въ качестве сватовъ женихомъ выбираются обы кновенно самые блшше ему родные, чаще всего— родители. „Сватовья“ при входе въ домъ невесты должны стать по обычаю у поперечнаго воронца избы и ждать, пока ихъ иригласять за столъ. Въ противномъ случай—Э 1 о считается насмешкой надъ невестой и ея родителями, вле кущей за собою печальные результаты, (Изъ личныхъ наблюдение въ Лапинской вол.). Сосватанные жеиихъ и невеста устраиваютъ прощальную „веце- рину“ для товарищей и подругъ. Въ нЬкоторыхъ селешяхъ Поморья существуеть обычай въ ночь накануне свадьбы водить „па гуляпье кру- гомъ“ жениха и невесту. Последше, окруженные огромной толпой д'Ь- вушекъ и парней, съ песнями гуляютъ по улицамъ села съ зажжен ными фонарями, которые носятъ будущее шафера. 111 . Обыкновенно началомъ поморской свадьбы бываетъ такъ называе мое „рукодапье“ (рукобитье). Женихъ со своей родней приходить въ домъ невесты „взять руку“ . По приходе они также становятся у попе- речиаго воронца избы и ждутъ приглашешя сесть за столъ. Встр’Ьчаетъ ихъ родня невесты и, усаживая за столъ въ красный уголъ, угощаетъ чаемч> и водкой. — Пейте, кушайте, доропе госгюшки, — приговариваетъ родня не весты. Но „по'Ьзжапа" не пыотъ и не кушаютъ. — Мы не кушать и пить еюды пришли, мы за д'Ьломъ сюдгл при шли,—заявляетъ многозначительно крестная мать („брюдга"). Въ это время женихъ посылаетъ шаферовъ за невестой. И. здесь происходить довольно комичная картина. Шафера удаляются въ горницы и, тотчасъ же возвратившись обратно, заявляютъ: — Не нашли. Женихъ угощаетъ ихъ водкой и опять посылаетъ за невестой. Опять возвращаются они съ тЬмъ же отв'Ьтомъ и опятьполучаютъ вод ку. И такъ три раза. Но вотъ, наконецъ, у порога дверей появляется невеста. Она мед ленно входитъ, неся въ рукахъ подносъ, на которомъ дежитъ подарокъ жепиху, и все время кланяется. Всл'Ьдъ за пей по две въ рядъ слЪдуетъ целая толпа ея „приставиицъ“ , убранныхъ въ разноцветные повойники.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz