CeytlinG_Svadjba-v-Цейтлин Г. Свадьба в Поморье.

ричнаго и заводскаго пролетар1ата, гд'1» „приданное*1также отсутсгвуетъ. Все „приданное" невесты заключается здйеь въ постели, необхо­ дима™ платья и б'Ьльн, а иногда и коровы. Свадьбы им'Ьютъ зд1зсь определенный сезопъ—это время между святками и великимъ ностомь. Объясняется это вотъ Ч'Ьмъ: все лёто мужчины проводить на Мурман'1’. и пргкшаютъ обратно только въ сен- тябр'Ь—октябрЪ. Но пргЬздЪ домой опять начинается подготовительная работа къ ловл^ наваги и сельдей, а тамъ пастунаетъ Филипповъ постъ и святки. Все это время не до женитьбы помору. II если не справлять свадьбу въ опрнд'Ьленный, вышеуказанный нами сезонъ, когда пастунаетъ время отдыха для помора, женитьбу при­ дется отложить до будущаго года, такъ какъ после Пасхи опять уже не время свадьбе. Тогда начинается нромыселъ сельдей и подготовка къ отъезду на Мурмансшй ир )мыселъ. Кще нисколько словъ приходится сказать отно­ сительно „сватанья". Въ качестве сватовъ женихомъ выбираются обы­ кновенно самые блшше ему родные, чаще всего— родители. „Сватовья“ при входе въ домъ невесты должны стать по обычаю у поперечнаго воронца избы и ждать, пока ихъ иригласять за столъ. Въ противномъ случай—Э 1 о считается насмешкой надъ невестой и ея родителями, вле­ кущей за собою печальные результаты, (Изъ личныхъ наблюдение въ Лапинской вол.). Сосватанные жеиихъ и невеста устраиваютъ прощальную „веце- рину“ для товарищей и подругъ. Въ нЬкоторыхъ селешяхъ Поморья существуеть обычай въ ночь накануне свадьбы водить „па гуляпье кру- гомъ“ жениха и невесту. Последше, окруженные огромной толпой д'Ь- вушекъ и парней, съ песнями гуляютъ по улицамъ села съ зажжен­ ными фонарями, которые носятъ будущее шафера. 111 . Обыкновенно началомъ поморской свадьбы бываетъ такъ называе­ мое „рукодапье“ (рукобитье). Женихъ со своей родней приходить въ домъ невесты „взять руку“ . По приходе они также становятся у попе- речиаго воронца избы и ждутъ приглашешя сесть за столъ. Встр’Ьчаетъ ихъ родня невесты и, усаживая за столъ въ красный уголъ, угощаетъ чаемч> и водкой. — Пейте, кушайте, доропе госгюшки, — приговариваетъ родня не­ весты. Но „по'Ьзжапа" не пыотъ и не кушаютъ. — Мы не кушать и пить еюды пришли, мы за д'Ьломъ сюдгл при­ шли,—заявляетъ многозначительно крестная мать („брюдга"). Въ это время женихъ посылаетъ шаферовъ за невестой. И. здесь происходить довольно комичная картина. Шафера удаляются въ горницы и, тотчасъ же возвратившись обратно, заявляютъ: — Не нашли. Женихъ угощаетъ ихъ водкой и опять посылаетъ за невестой. Опять возвращаются они съ тЬмъ же отв'Ьтомъ и опятьполучаютъ вод­ ку. И такъ три раза. Но вотъ, наконецъ, у порога дверей появляется невеста. Она мед­ ленно входитъ, неся въ рукахъ подносъ, на которомъ дежитъ подарокъ жепиху, и все время кланяется. Всл'Ьдъ за пей по две въ рядъ слЪдуетъ целая толпа ея „приставиицъ“ , убранныхъ въ разноцветные повойники.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz