CeytlinG_Svadjba-v-Цейтлин Г. Свадьба в Поморье.
Такого-то рода впечатлите производитъ поморская свадьба. Прежде, ч'Ьмъ приступить къ описанпо поморской свадьбы, мы по зволим!, себе отметить некоторый характерный черты въ жизни помор ской молодежи. Несмотря на отсутсше открытаго общешя между моло дежью обопхъ половъ, у большинства дёвицъ еще задолго до свадьбы имеются определенные женихи, и наоборотъ. „Гони природу въ дверь, она влетитъ въ окно*—говорить русская пословиц!. И въ даниомъ слу чай эта пословица вполне применима. Представьте себ'Ь девушку, кото рую съ раниихъ л'Ьтъ пресл'Ьдуюгъ за то, что она гуляетъ съ парнемъ, разговариваетъ съ нпмъ и т. д. Нужно обладать особенной силой воли, чтобы стать выше желЪзпыхъ тисковъ традищй, сковавшихъ людей по рукамъ и погамъ; нужно обладать страшнымъ упорствомъ въ достиже- нш намеченной ц'Ь ш , чтобы стать противъ обществениаго лгнТ.п!я, баб- скихъ сплетенъ и воли стариковъ-родителей, родпыхъ и близкихъ зна- комыхъ. А на это способны только единичпыя личности. Большинство же приб-Ьгаеть къ другимъ, гораздо менее краоивымъ средствамъ обще- uin, а именно: поздно ночыо, когда все семейство сиитъ уже непробуд- нымъ сиомъ, девушка (о ила или съ подругой) сидитъ за какой либо чи стой работой и дожидается парней. Эти-то вечер ины и сиособствуютъ сближение молодежи обопхъ иолов ь. И странно, что то же самое обще ственное M irbnie, т'Ь же самый бабы-сплетницы относятся къ этому, какъ къ вполн’Ь естественному явленно, о которомъ даже и говорить не при ходится. Вполне понятно, что „сватанье", вслйдств'ш вышеуказаннаго явле- шя, сводится здесь къ пустой формальности, однако, всеми исполняемой. Достаточно, напр., указать на то обстоятельство, что до посылки сва- товъ женихъ усиЬлъ уже лично заручиться соглащемъ невесты, полу- чивъ отъ нея въ виде „залога" хороиий сарафанъ или шелковый пла- токъ, а иногда и вей вещи, за исключат емъ самой необходимой буд ничной одежды. Между прочимъ о .,залогЬи, „Залогъ"—это очевидно обычай, сохра нивш ая здесь изстари и имйющШ въ глазахъ поморскаго паселешя огромный в-Ьсъ, Часто, напр., родители, не желающш выдать дочь за того или иного парня, узнавъ, что залогь ого уже отданъ последнему, перестаютъ противиться. Эго объясняется гЬмъ, что. отказываясь после отдачи залога выйти замужъ, девица рискует!, подвергаться оскорбле- шямъ и позору со стороны женика. Выданный ею залогъ въ такихъ случаяхъ пропадаетъ. Но кроме всего этого женихъ можетъ выкинуть такую, напр., штуку: привесить „заложеный" сарафанъ къ дуге лоша ди и такимъ образомъ кататься по селу, надругаться надъ „залогомъ" публично (здесь эго считается страшнымъ позоромъ для девушки). Большинство брнковъ совершается здесь такъ. или иначе по вза имной симпатчи, и поэтому то, что въ среде мещанской или крестьян ской называется „нриданнымъ", здесь совершенно отсутствуешь, если не считать богачей-поморпвъ, у которыхъ „приданное" служить осповой будущаго благосостояшя. Думается, что отсутсше здесь обычая дать „приданное" кроется, очевидно, въ экономическихъ услов 1 яхъ Поморья. Большинство номоровъ по своему экономическому положенно является пролетариями, или, какъ здесь ихъ называютъ, „зуями", которымъ для того, чтобы стать самостоятельными промышленниками, нужно довольно крупное количество депегъ. А этого въ виде „приданнаго" поморы дать не могутъ. Такое же тождественное явлеше наблюдается и среди фаб-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz